Занятие с элементами тренинга «Буллинг и его последствия»
Цель: профилактика школьной травли среди обучающихся и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Задачи:
1.Формирование доброжелательного отношения и уважения друг к другу.
2.Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками.
4.Создание благоприятного психологического климата в классе.
5.Снижение агрессии и враждебных реакций.
Время: 40-45 минут.
Участники: учащиеся 5 классов
Ход мероприятия:
1 этап. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что наше общение будет полезным и приятным. Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в группе:
- мы всегда помогаем друг другу;
- на занятии все относятся друг к другу с уважением;
- говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга;
- каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует;
- возникшие вопросы, личную информацию обсуждаем только в стенах этого кабинета и в рамках занятия.
- Для начала, давайте узнаем друг друга поближе. Вы учитесь вместе и порой даже не подозреваете об интересах тех, кто с вами вместе учится.
Разминка. «Любимое занятие». Давайте, обратим внимание друг на друга. Поиграем с вами в игру. Нужно продолжить фразу: «Я люблю....». Каждый участник, по очереди, рассказывает о том, чем ему нравится заниматься.
2 этап. Введение в тему.
Ребята, а все помнят сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»? Давайте вспомним, что произошло в сказке? Правильно, ребята, утенка стали обижать.
«Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза б мои на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою».
Дети, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить? А как вы думаете, почему обижали утенка? Правильно, он был не похож на других птиц птичьего двора, а главное – он им не нравился. К сожалению, так бывает и среди людей. Особенно такое часто встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют и шутят. Но это совсем не игра. Когда человека намеренно доводят до слез и систематически дразнят, когда отбирают, прячут или портят его вещи, когда толкают и бьют, обзывают – это называется «травля» или по-другому – буллинг. Травля – это болезнь. Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: буллер (агрессор) (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
Жертва. Иногда кажется, что это плохо только для того, кого обижают. Ему обидно, он расстраивается. Он не хочет ходить в школу. Да, ему действительно несладко. А как же те, кто начал издевательство? Кто первый начинает кидать шапку и постить оскорбления? Кто все это придумывает? Может быть, хотя бы им по-настоящему весело и хорошо? Нет, вряд ли. Травлю начинают не от хорошей жизни. Может быть, у человека плохо на душе из-за того, что дома родители ссорятся, и ему хочется слить на кого-то свое раздражение. Может быть, он очень хочет быть первым и главным, вот и изобретает такой способ самоутвердиться. Может быть, над ним самим раньше издевались.
Последствия травли одинаково опасны для всех – и для зачинщиков, и для жертв.
Наблюдатели – те, кто поддерживает зачинщика или просто стоит в стороне. Именно страх самому оказаться жертвой часто заставляет участвовать в травле ребят. Им вроде и стыдно, и противно, и неловко, но пока они с теми, кто издевается, пока они смеются вместе со всей толпой, они чувствуют себя хоть немного, но в безопасности. Заступиться еще страшней – получится, что я не со всеми, значит и мне достанется.
Важно защищать другого человека от травли. Запомните, с травлей легче справиться, если ты не один!
Упражнение «Чем мы похожи друг на друга»
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.
Каждому участнику предлагается найти что-то общее с другими. Первым выбирает ведущий кого-то из группы, с кем у него есть определенное сходство, тот человек выходит в круг. (Например: мы похожи с____ именами, у нас одинаковый цвет волос, мы в блузках одинакового цвета, мы ходим в одну секцию и т.д.) Затем выбранный участник находит сходство со следующим членом группы, тот тоже выходит в круг. Упражнение выполняется, пока все участники не окажутся в кругу.
Вывод: Вот видите, у всех можно найти что-то похожее, одинаковое. Мы разные, но можем заниматься одним делом, любить одни блюда, смотреть одни фильмы. Все наши различия и все сходства объединяют нас в одно целое – общество, а нашу группу объединяет то, что мы учимся в одном классе, ходим в одну школу, в которой происходят разные ситуации.
Примеры ситуаций
1 ситуация
Если 2 одноклассника поссорились и подрались – это буллинг?
2 ситуация
Если ученик и ученица нагрубили учительнице?
3 ситуация
Если Катя на протяжении несколько недель высмеивает Аню, называет ее обидными словами, настраивает против нее своих подружек?
4 ситуация
Даниле на физкультуре ставят подножки, он падает и, оглядываясь, видит смеющихся одноклассников. Никто из них не говорит, кто это сделал. Это буллинг?
5 ситуация
Вера плохо читает. Когда она это делает, многие в классе смеются и передразнивают ее. Это буллинг?
Игра «Разожми кулак»
А как вы думаете, чего добиваются те, кто применяет агрессию в отношении других ребят?
Можно ли унижением других добиться лидерства?
Разбейтесь на пары. Один в течение минуты сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями.
Обсуждаются не силовые методы, которые применялись: уговоры, просьбы, хитрость.
Притча «Солнце и ветер»
Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, но добился лишь того, что путник еще сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ.
Всегда ли можно добиться своего силой? Как это можно сделать по-другому?
Ребята, скажите, а всегда ли злость и гнев – плохо? (Работа с притчей «Безвредная змея»)
Послушайте притчу. Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, выпустила весь яд в пропасть и утратила свою злобность. Но как только звери узнали про то, что змея не опасна, они стали бросать в нее камнями, таскать за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для змеи. Мудрец увидел, что происходит, и сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять окружающим страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».
В чем мораль этой притчи?
Каждый человек должен уметь защищать себя и своих близких, свою Родину. Здесь без определенного уровня агрессии не обойтись. Но главное – уметь управлять агрессией.
Упражнение «Когда я злюсь…»
Давайте посмотрим, как вы ведете себя, когда злитесь. Продолжите фразу: «Когда я злюсь….» (правила управления гневом)
1. Посчитать до 10 или до 20.
2. Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов.
3.Походить взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием.
4.Порвать какую-нибудь ненужную бумагу. Можно предварительно написать на ней, например, «Я ненавижу Вовку!»
5. Выместить свои отрицательные эмоции на каком-нибудь безопасном предмете типа боксерской груши.
6. Послушать спокойную музыку или ту, которая больше нравится.
7. Заняться любимым делом.
8. Разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой - уборкой, стиркой, заняться спортом.
Если вы научитесь управлять своим гневом, у вас будет меньше конфликтов с окружающими и улучшаться отношения с ними, потому что каждая злобная выходка не проходит бесследно.
Сегодня мы с вами разбираемся в сложной теме человеческих отношений. Мы учились слышать и принимать мнения других людей, отличные от наших собственных. Но строить взаимоотношения в коллективе невозможно без доверия.
Я предлагаю вам записать свод правил, которым все будут следовать.
У нас не выясняют отношения с кулаками.
Не оскорбляют друг друга.
Не смеются над чужими недостатками.
Не портят чужие вещи.
Не оскорбляют друг друга….
Давайте договоримся, что если в вашем классе произойдет что- то неприятное, то вы попробуете ему помочь. А какие слова поддержки вы знаете? Давайте потренируемся.
Ритуал «Круг поддержки».
Попросите одного ребенка встать в центр круга, остальные дети по очереди говорят ему слова поддержки, например, «Ты хороший, все у тебя получится, ты молодец!». Далее спросите ребенка, понравилось ли ему то, что ему говорили. Что он чувствовал при этом. Спросить детей, понравилось ли им это упражнение.
Рефлексия:
Что вам понравилось?
Что вы можете взять для себя из нашего общения?
Вы получили смайлы. Если вам понравилось занятие, вы узнали что-то новое, полезное для себя, то дорисуйте рот таким образом, чтобы получился улыбающийся смайл, если понравилось наполовину, то начертите вместо рта горизонтальную черту, если вам совсем не понравилось – сделайте смайл грустным. Одним словом, оцените свое состояние.
Итог занятия.
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: “Спасибо за приятный день!” Я благодарю всех участников в группе за активную работу, за позитивную энергию, которую вы излучаете. Я получила большое удовольствие работать вместе с вами.