Знай правила движения!
Содержание материала
Игра для начальных классов «Путешествие в страну правил дорожного движения»
- продолжать знакомить с элементами дороги;
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
Ход занятия
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица)
Как вы думаете?
На чем они путешествовали?
(«Сказка о заветных огоньках»)
Желтый огонек: Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Учитель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:
Дети: да, чтобы не было аварий и т.д.
Учитель: А для чего на улицах нужны дорожные знаки?
Дети: ответы детей.
Здесь у меня на столе стоят дорожные знаки и ваша задача заключается не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так, начинаем. Первая загадка.
- Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)
- На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на…. ("Велосипедная дорожка".) - А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. ("Пешеходная дорожка".) - Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор) - В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … (дети). - Что за знак дорожный:
Красный крест на белом?
Днем и ночью можно
Обращаться смело!
Врач повяжет голову
Белою косынкою
И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи). - Тормози водитель. Стой!
Знак - запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
«Под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен). - Остановка, толпится народ.
Скоро автобус подойдёт.
Здесь ждут транспорт городской,
Едут в офис, в цех, домой.
Едут в школу, детский сад,
В праздник едут на парад.
В уличном круговороте
Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса) - Долго ехали, устали,
И желудки заурчали,
Это нам они признались,
Что давно проголодались.
Не прошло пяти минут
Знак висит – обедай тут. (Пункт питания)
Кто здоровьем не доволен.
Придорожный Айболит
Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи)
Я машину здесь поставил
На стоянке у ограды
Отдыхать ей тоже надо! (место стоянки)
Проводится игра «Ответь правильно»
Вопросы:
Пешком по улице идет. Значит это (пешеход)
Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты (пассажир)
Голос автомобиля (сигнал)
А машины летают?
У светофора 8 глаз? (нет – 3 сигнала: красный, желтый, зеленый)
А машины спят в кроватях? (нет, в гараже, на автостоянке)
Как называется то место, где люди ожидают автобус (остановка)
Как называется место, которое включает в себя дороги, парки, жилые дворы, игровые площадки (улица)
Все ребята молодцы, хорошо справились со всеми заданиями.
(Подведение итогов и награждение).
Занятие по правилам дорожного движения «Необыкновенное путешествие
Закрепить знания детей: правилах дорожного движения, знаках дорожного движения, видах транспорта.
Ну что, билеты у всех есть? Тогда в путь!
I станция «Транспортная»
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дорогам он несется. (Автомобиль)
На двух колесах я качу,
Двумя колесами верчу,
За руль держусь, гляжу вперед
И вижу – скоро поворот. (Велосипед)
Он по рельсам идет,
Пассажиров везет. (Трамвай)
Я с окошками, как дом.
Есть колеса в доме том.
Домик мой катается,
В нем двери открываются. (Автобус)
Ходит он туда – сюда…
И обеими руками
Крепко держит провода. (Троллейбус)
Силач на четырех ногах,
В резиновых сапогах,
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино. (Грузовик)
Мы машины нужные,
На помощь нас зови.
У нас на дверце боковой
Написано «103». (Скорая)
Если вьется пламя,
Дым стоит столбом,
«101» мы наберем,
Его на помощь позовем. (Пожарный)
II станция «Сказочная»
- На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
- На чем катался Кай? (На коньках)
- Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Двухколесный велосипед)
- На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре – самолете)
- Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем)
- Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
- Личный транспорт Бабы – Яги? (Ступа)
- Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики… (на воздушном шарике)
III станция «Город дорожных знаков»
Игра «Дорожный знак»
Игра «Узнай свой знак»
IV станция «Город правил дорожного движения»
• Играть на проезжей части … (запрещается)
• Перебегать улицу перед идущим транспортом (запрещается)
• Переход улицы по подземному переходу… (разрешается)
• Идти по обочине спиной к транспорту … (запрещается)
• Переходить улицу при красном сигнале светофора (запрещается)
• Цепляться за проезжающие машины (запрещается)
• Помогать старушкам перейти дорогу (разрешается)
• Выбегать при переходе дороги … (запрещается)
• Болтать при переходе дороги … (запрещается)
• Переходить улицу при желтом сигнале светофора … (запрещается)
• Уважать правила дорожного движения … (разрешается)
(Подведение итогов и награждение победителей) .
Воспитатель: Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основные из Правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья.
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!
Урок-игра по правилам дорожного движения «Знатоки ПДД»
Цели:
- профилактика детского дорожно- транспортного травматизма;
- пропаганда Правил дорожного движения;
- закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
- проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
- правил водителей велосипедов;
- пользование общественным транспортом;
- воспитывать у учащихся культуру поведения.
Задачи:
- Расширить кругозор в области ПДД.
- Развивать навыки работы в команде.
- Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
- Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
- Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
- Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность.
По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Как не допустить рост ДТП с участием школьников?
Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия.
Организация игры:
Ребята делятся на 3-4 команды по 7-8 участников в каждой, которые в процессе мероприятия будут соревноваться между собой.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер с презентацией, музыка, видео-ролики (социальные ролики), листы ватмана, с напечатанными на них дорожными знаками, разрезанные на кусочки, краски, фломастеры, жетоны в виде светофоров, сигнальные карточки в виде красного и зеленого кругов, карточки с напечатанными на них буквами, кегли. Памятки, рекомендации. Грамоты, дипломы, сертификаты.
Ход мероприятия.
(Вступительное слово классного руководителя)
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Правила дорожного движения очень важны для взрослых и детей, для водителей и пешеходов. Мы с вами сегодня вспомним эти важные и нужные правила и в конце нашей игры узнаем, какая из команд достойна звания «Знатоки ПДД».
А для начала, давайте познакомимся.
Ведущий 2: Оценивать наши команды будет уважаемое жюри, в составе:
Представление команд. Каждой команде предлагается придумать название, связанное с дорожным движением.
Ну, что ж, все команды представились, можно начинать игру…
Ведущий: На наших дорогах каждый день появляется все больше и больше автомобилей. Высокая скорость и интенсивность движения требуют особой внимательности от пешеходов и водителей.
Осторожность, дисциплина и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
Игра (учащиеся отвечают на вопросы, набирая соответствующие баллы)
Этап 1. «Собери верное слово».
Ведущий: Перед вами лежат конверты с буквами. Ваша задача собрать из этих букв слово. Подсказка: это слово известно всем участникам дорожного движения. Побеждает команда, которая быстрее других справится с заданием.
Буквы напечатаны на карточках: З, Е, Л, Ё, Н, Ы, Й, С, Ф, Е, Т, О, Ф, О, Р. (слово светофор).
Буквы напечатаны на карточках: Д, О, Р, О, Ж, Н, Ы, Й, З, Н, А, К
Этап 2. «Правила движения достойны уважения».
Ведущая: Ребята, на ваших столах лежат листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, клей, картинки и мн.др. Следующий конкурс – творческий. Вы должны оформить на листах ватмана плакат, призывающий знать и соблюдать правила дорожного движения. ( После окончания игры данные плакаты можно использовать в оформлении уголка безопасности).
Этап 3. «Блиц-опрос: Знатоки истории и правил»
Какие из всех дорожных знаков являются самыми старыми? (указатели расстояний)
Какие дороги в старину называли столбовыми? (главные)
Какую линию горизонтальной дорожной разметки нельзя пересекать: сплошную или прерывистую? (сплошную линию)
На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда на велосипеде? (не более 1 метра)
С какого возраста ребёнок может сидеть один на первом сиденье автомобиля, что рядом с водителем? (с 12 лет)
Какое из транспортных средств следует обходить спереди? (трамвай)
Что обозначает постоянно мигающий жёлтый сигнал светофора? (нерегулируемый перекресток)
Этап 3. «Фигурное вождение» (Физкультминутка).
(Для этого конкурса на полу нужно расставить препятствия, в виде дорожных знаков, колес и т.д. Всё должно стоять на небольшом расстоянии друг от друга).
Ведущий: следующий конкурс – подвижный. Как вы видите, на полу стоят препятствия( или раздвигаются парты). Задача капитана команды пройти через все эти трудности «змейкой», затем вернуться за следующим участником команды «прицепить» его к себе и пройти дальше уже с ним, затем присоединяется следующий участник, и так, пока вся команда не пройдет «змейкой» через препятствия. Нужно выполнить это задание как можно быстрее и не сбить ничего.
Этап 4. Конкурс «Дорожные ловушки»
Задание командам: Нужно ответить на вопросы и решить, как правильно поступить в различных дорожных ситуациях.
Вопрос 1:
Вы увидели автобус, подъехавший к остановке на противоположной стороне дороги. Как вы будете действовать?
-Быстро перебежите проезжую часть, чтобы успеть на автобус, рассчитывая на то, что водители движущихся автомобилей пропустят вас.
-Остановитесь, посмотрите налево и направо, убедитесь в отсутствии транспортных средств и перейдёте проезжую часть.
Вопрос 2:
Во время перехода проезжей части дороги вы уронили какой-то предмет. Как правильно поступить?
-Быстро поднять предмет и продолжить движение.
-Посмотреть налево и направо. Убедившись в отсутствии транспортных средств, поднять предмет и продолжить движение.
Вопрос 3:
Какая опасность таится для школьника, который увидел на противоположной стороне дороги своих родителей (друзей)?
-(Желая с ними быстрее встретиться, школьник начинает переход улицы, зачастую не замечая движущихся транспортных средств, тем самым создавая аварийную обстановку для других участников дорожного движения и не обеспечивая своей собственной безопасности.)
Вопрос 4:
Чем опасен для пешехода момент , когда одна машина обгоняет другую?
-(Пешеход может не заметить обгоняющую машину, а её водитель может не увидеть пешехода, пока не завершил обгон, т.е. возникает угроза наезда на человека.)
Вопрос 5:
Какова опасность для пешехода, стоящего на середине проезжей части?
-(Стоя на середине, пешеход может случайно сделать шаг назад и попасть под машину, которая движется с левой стороны)
Вопрос 6:
Какая опасность может ожидать пешехода на пешеходном переходе?
-(Одна машина может остановиться, пропуская вас, а другая, движущаяся за ней, вас, возможно, не пропустит.)
Этап 5. Конкурс «Верите ли вы, что…»
Ведущий зачитывает вопрос, начинающийся со слов «Верите ли вы, что…». Команды посовещавшись в течение 15 секунд, одновременно, по сигналу ведущего- слов «Прошу показать ваш ответ»- поднимают карточку с ответом»Да» или «Нет».
Верите ли вы, что…
Велосипедистам запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой? (Да)
Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров (кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками)? (Да)
Перевозка детей на грузовом автомобильном транспорте разрешается? (Нет)
Леонардо да Винчи был первым изобретателем велосипеда? (Да)
Если на перекрёстке установлен светофор и стоит регулировщик, то водители и пешеходы должны подчиняться регулировщику? (Да)
При красном свете светофора не разрешается движение автомобилям оперативных и специальных служб с включенными проблесковыми маячками синего цвета и звуковыми сигналами? (Нет)
Велосипедист должен двигаться в тёмное время суток с включенными фарами или фонариком? (Да)
Мотоциклом можно управлять с 18-летнего возраста? (Да)
Пассажирам всегда необходимо пристёгиваться ремнями безопасности? (Да)
Велосипедистам нужно обязательно надевать шлем при движении за городом? (Нет)
Пешеходам запрещается переходить дорогу на зелёный сигнал светофора, если приближается машина с включенными спецсигналами? (Да)
Знак «Пешеходная дорожка» запрещает движение всем транспортным средствам? (Нет)
В электропоездах метрополитена разрешается высовывать из окон голову и руки? (Нет)
При переходе проезжей части сначала нужно посмотреть налево, затем- направо? (Да)
Автомобиль лучше тормозит на мокрой дороге? (Нет)
Чтобы правильно перейти проезжую часть, выйдя из автобуса, необходимо обойти его спереди? (Нет)
Человек, ведущий велосипед, подчиняется правилам для водителей. ( Нет, правилам для пешеходов)
Разрешается кататься на санках и лыжах по правой стороне проезжей части. ( Нет)
Водитель должен уступить дорогу пешеходам при выезде на дорогу. (Да)
Не разрешается переходить дорогу по проезжей части, если в этом месте есть подземный переход. (Да)
Мигание зелёного сигнала светофора означает команду: «переходить дорогу запрещается». (Нет)
Если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора, то водители и пешеходы должны подчиняться только сигналам регулировщика. (Да)
Первый светофор появился в Беларуси. (Нет)
Переход дороги разрешён при жёлтом свете светофора. (Нет)
Разрешается перевозить пассажира в кузове грузового мотороллера. (Нет)
При движении на мопеде нужно включать фару в дневное время. (Да)
Этап 5. Подведение итогов.
Игра-викторина "Правила дорожные- правила осторожные"