Деструктивное поведение в сети Интернет. Киберпреступность
Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное и учебное учреждение, в наши дома. Число пользователей Интернета стремительно растет и молодеет, доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной сети очень велика. Для многих из них, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Вместе с тем, в Интернете содержатся огромные массивы информации, которая является запрещенной для детей, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию.
К запрещенной для распространения среди детей относится следующая информация:
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и
спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или
попрошайничеством;
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывающая противоправное поведение;
содержащая нецензурную брань;
содержащая информацию порнографического характера.
В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности дети не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Под определение проблематичного или «опасного» контента подпадают разнообразные материалы (тексты, картинки, аудио, видеофильмы, музыка, изображения, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
«Опасный» контент является причиной следующих проблем:
дети невольно сталкиваются с подобными материалами во время вполне «безобидных» сессий в интернете;
юные пользователи часто вполне компетентны для того, чтобы найти и получить доступ к запрещенному (родителями или законом) контенту;
произвольный или непроизвольный просмотр подобных материалов негативно сказывается на детской психике, поведении.
Распространенность таких угроз в Сети достаточно высока. Для обеспечения информационной безопасности школьников необходимо обучение их правилам отбора информации, формированию умений ей пользоваться. Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Для этого в образовательных учреждениях целесообразно проводить с детьми уроки по медиабезопасности.
Целью таких уроков должно стать обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
В процессе уроков будут решаться задачи:
информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Республики Беларусь, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);
профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);
предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:
критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;
отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;
избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;
критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;
анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информаций и контактов в сетях.
Во время проведения уроков медиабезопасности следует ознакомить обучающихся:
с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
с информацией о необходимости критического отношения к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, признаках отличиях достоверных сведений от недостоверных, способах нейтрализации вредной и опасной для детей информации, распознавания признаков злоупотребления доверчивостью;
с правилами общения в социальных сетях (сетевой этикет);
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ
Медиабезопасность и возраст
Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Как показали исследования, проводимые в сети интернет, наиболее растущим сегментом пользователей интернет являются дошкольники. В этом возрасте взрослые должны играть определяющую роль в обучении детей безопасному использованию интернет.
Дети в возрасте 7-8 лет любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет. В этом возрасте, по мнению психологов, у детей возникает абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать в интернет без разрешения родителей. В результате, находясь в интернет ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Однако, стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах родителей. Поэтому следует рекомендовать родителям установить правила использования домашнего компьютера и постараться найти разумный баланс между временем нахождения в Интернете и физической нагрузке ребенка. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.
В возрасте 9-12 лет дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля. В результате у ребенка не будет ощущения, что ему глядят через плечо на экран, однако, так же легко отследить, какие сайты он посещает.
В возрасте 13-17 лет родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. В этом возрасте подростки активно используют социальные сети, месенджеры, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву «сметать все ограничения», они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых».
Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности – соглашения между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернет.
Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать.
Постарайтесь внимательно выслушать его рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка. Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил Ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности в интернете.
Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время.
Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был ребенок, посмотрите списокего друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может Вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы).
Для защиты ребенка от нежелательного контента в интернете:
приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в интернете. Зачастую, открыв один сайт,ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.
Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, и др.).
Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете.
Общение в интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др. Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт.
Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Предупреждение груминга родителями:
Будьте в курсе, с кем контактирует в интернете ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.
Объясните ребенку, что нельзя разглашать в интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии.
Периодически читайте электронную почту ребенка. Несмотря на моральный аспект, это вполне эффективный способ узнать, с кем ваш ребенок контактирует в интернете и что за этим может последовать. Другое дело, что это можно делать, только если у вас есть достаточные основания полагать, что ребенку кто-то наносит вред через электронную переписку – ребенок после прочтения электронной почты регулярно растерян, испуган, расстроен.
Контролируйте время, которое ребенок проводит в интернете. Длительное времяпровождение в Сети может быть связано с «заигрываниями» со стороны педофилов, особенно в блогах и социальных сетях.
Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести мягкий обучающий разговор. В ходе него следует разъяснить ребенку возможные опасности такого контакта, его последствия в дальнейшей жизни, потенциальные цели педофилов.
При обнаружении признаков совращения, деткой порнографии следует немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы. Сотрудники РОВД в любом случае обязаны принять заявление о преступлении.
Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу; Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников
Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб.
Предупреждение кибермошенничества:
Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете.
Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных.
Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности, ознакомьтесь с отзывами покупателей:
1. проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина;
2. уточните, как долго существует магазин;
3. поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек;
4. сравните цены в разных интернет-магазинах;
5. обратите внимание на правила интернет-магазина.
Правила безопасного поведения в интернете (для детей)
Правило № 1
Никогда не давайте своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учёбы, любимого места прогулок незнакомым людям. Злоумышленник может использовать твои личные сведения против тебя. Используй псевдоним (условное имя), когда ищешь информацию или общаешься с незнакомыми тебе людьми в интернете.
Правило № 2
Никогда не встречайся с друзьями из интернета, т.к. они могут оказаться не теми, за кого себя выдают. Этот человек может быть старше, чем ты думаешь. Постарайся прекратить с ним общение. Если же ты считаешь эту встречу очень важной, сообщи родителям, и решите вместе, как обеспечить твою безопасность.
Правило № 3
Если ты получил от интернет-собеседника угрозу, хамство, оскорбление не отвечай на провокацию тем же. Не сплетничайте, не хулиганьте, уважайте других, соблюдайте правила хорошего тона при общении в интернете.
Правило № 4
Далеко не всё, что читаешь или видишь в интернете – правда. Не отвечай на подозрительные письма, не продолжай общение с собеседником, разговор с которым тебя настораживает или пугает. Отправь его адрес в черный список и расскажи об этом родителям.
Правило № 5
Не проходи по ссылкам, присланным незнакомыми людьми, и не сохраняй неизвестные файлы. Особенно опасны письма с заманчивыми предложениями. Такие сообщения рассылают мошенники, чтобы заманить пользователя на вредоносную веб-страницу и заразить компьютер вирусом, вымогающим плату за продолжение работы.
Правило № 6
Перед использованием интернет-магазина необходимо проверить его надежность. Попроси родителей позвонить в справочную службу по телефону, который должен указать на сайте, чтобы уточнить реквизиты и название юридического лица.
Правило № 7
Уважай чужую собственность. Незаконное копирование музыки, игр, фильмов, программ и иного – кража.
Правило № 8
Следи за временем, чтобы не пропустить тренировку, успеть убраться в комнате, помочь родителям по хозяйству, поделиться с родными своими событиями и впечатлениями, встретиться с друзьями.
Советы родителям по медиабезопасности детей различных возрастов
Для раннего возраста
В таком возрасте желательно работать в Интернет только в присутствии родителей;
Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира;
Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети;
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернет информацию о себе и своей семье;
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.
Для детей в возрасте 7-8 лет
Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения;
Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;
Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее;
Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей;
Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия;
Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями;
В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией;
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;
Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»;
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Для детей в возрасте 9-12 лет
Создайте список домашних правил посещения интернет при участии детей и требуйте его выполнения;
Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;
Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
Компьютер с подключением в интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в интернет;
Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по интернет;
Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними;
Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в интернет;
Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере;
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях;
Расскажите детям о порнографии в интернет;
Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами;
Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
Для детей в возрасте 13-17 лет
Создайте список домашних правил посещения интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в интернет, руководство по общению в интернет (в том числе в чатах);
Компьютер с подключением к интернет должен находиться в общей комнате;
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме;
Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из интернет;
Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в интернет;
Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами обо всем вам рассказали. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях;
Расскажите детям о порнографии в интернет;
Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры;
Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;
Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям;
Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск.
Общие рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в Интернете.
1. Расположите компьютер вашего ребенка в месте общей доступности: столовой или гостиной. Так вам будет проще уследить за тем, что делают дети в Интернете.
2. Следите, какие сайты посещают ваши дети. Если у вас маленькие дети, знакомьтесь с Интернетом вместе. Если у вас дети постарше, поговорите с ними о сайтах, которые они посещают, и обсудите, что допустимо, а что недопустимо в вашей семье. Список сайтов, которые посещает ваш ребенок, можно найти в истории браузера. Кроме того, вы можете воспользоваться инструментами блокировки нежелательного контента, такими как, например, безопасный поиск Google или безопасный режим на YouTube.
3. Расскажите детям о безопасности в Интернете. Вы не сможете все время следить за тем, что ваши дети делают в Сети. Им необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом.
4. Установите защиту от вирусов. Используйте и регулярно обновляйте антивирусное ПО.
Научите детей не загружать файлы с файлообменных сайтов, а также не принимать файлы и не загружать вложения, содержащиеся в электронных письмах от незнакомых людей.
5. Научите детей ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по MS, электронной почте, чате или размещать в комментариях на его странице в Сети.
6. Оценивайте интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете, не всегда правда. Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть признаны плагиатом.
Понятия и их определения
Кибербезопасность – состояние защищенности информационной инфраструктуры и содержащейся в ней информации от внешних и внутренних угроз.
Кибербуллинг – это травля с использованием цифровых технологий.
Тро́ллинг — форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации.
Персональные данные – основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо.
Нежелательный контент – это не только материалы (картинки, видео, аудио, тексты), содержащие насилие, порнографию, пропаганду наркотических средств, азартных игр, но и различные вредоносные и шпионские программы, задача которых получить доступ к информации на компьютере владельца. Также к нежелательному контенту относятся сайты, запрещенные законодательством.
Фишинг – вид мошенничества, цель которого является получение конфиденциальных данных для доступа к различным сервисам (электронной почте, интернет-банкингу и т.д.).
Вишинг – это устная разновидность фишинга, при которой злоумышленники посредством телефонной связи, используя приемы, методы и технологии социальной инженерии, под разными предлогами, искусно играя определенную роль, вынуждают человека сообщить им свои конфиденциальные банковские или персональные данные либо стимулируют к совершению определенных действий со своим банковским счетом или банковской картой.
Смишинг – вид мошенничества, целью которого является переход по ссылке из SMS и/или загрузки вредоносного программного обеспечения.
Сваттинг – тактика домогательства, которая реализуется посредством направления ложного вызова той или иной службе. Например, люди сообщают о минированиях, преследуя цель устроить неразбериху и панику в конкретном месте.
Груминг – это установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в Интернете для его дальнейшего совращения.
Нормативные документы в сфере информационных технологий.
- Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 года № 99-З «О защите персональных данных»
- Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»
- Закон Республики Беларусь от 11 мая 2016 года № 362-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»
- Указ Президента Республика Беларусь от 1 февраля 2010 года №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»
- Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 26 февраля 2015 года № 16 «О некоторых вопросах регистрации доменных имен»
- Постановление Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19 февраля 2015 года № 6/8 «Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет»
- Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 года № 1 «О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь»
- Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. О правах ребенка Статья 37-2. «Меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29 января 2021 г. № 57 О Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы.
Совместный проект МТС и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по профилактике кибербуллинга среди детей и подростков.
Ссылка: https://www.mts.by/unicef/