Чем опасны азартные игры/игромания
Появление во многих семьях компьютеров и почти в каждом городе игровых автоматов (игральных залов) привело к повальному увлечению большей части молодежи азартными играми.
Игромания, лудомания (от латинского ludus – игра), игровая зависимость, или патологический гэмблинг, - этими терминами называют психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм (игры в казино, игровых и компьютерных клубах, тотализаторах и др.). По международной классификации болезней основными признаками является постоянно повторяющееся участие в азартной игре, что продолжается и часто углубляется, несмотря на социальные последствия – такие, как обнищание, разрушение внутрисемейных взаимоотношений и личной жизни у взрослых. А у подростков – возникновение опасности попасть в криминальные группировки; влезть в долги и, как правило, совершать кражи; расстройство нервной системы и потеря реалий жизни; резкое ухудшение здоровья и появление психических заболеваний.
Втягивание в игру происходит быстро, порой за считанные недели. Стоит этим людям начать выигрывать, как им кажется, что удача будет сопутствовать им постоянно. На процессе игры они начинают тратить все больше сил в надежде получить за это награду в виде денежного приза, но проигрыш гарантирован, а выигрыш вероятен. Проигрыш рождает чувство вины и досады, злости и попытку во что бы то ни стало добиться желаемого успеха, а, следовательно, разжигает азарт. Объединяет проблемных игроков и то, что они любят только выигрывать, но не умеют проигрывать.
Конечно, не все подростки становятся патологическими игроками, кто-то играет с относительно холодной головой. Эти люди имеют высокий уровень самоконтроля. Проводят довольно мало времени за игрой, играют исключительно для отдыха, эпизодически, не преследуя корыстных и тщеславных целей, умеют сдержанно реагировать на выигрыш.
Когда же игроки распаляются, то незаметно для себя начинают погружаться в так называемый игровой транс, когда забывают о том, что собирались выиграть или отыграться. Выигрывая, они не знают, что делать с выигранными деньгами, и вновь делают ставки (реальные – в игровых автоматах, виртуальные – в компьютерных играх), продолжая играть до упора, пока не закончатся деньги. Подобное трансовое состояние сопровождается выбросом гигантского количества нейрогормонов, что обеспечивает получение сильных эмоций, которые трудно получить в реальности. Игроки погружаются в некое виртуальное состояние, полностью теряя счет времени и деньгам. Очнуться от игры они могут только тогда, когда закончатся деньги или они упадут без сил после многодневной игровой гонки.
Под влиянием сильнейшего и непреодолимого влечения игроманы становятся коварны, хитры, придумывают самые разные предлоги, чтобы отлучиться и начать игру.
Долгое время проблемные игроки убеждают себя в том, что ничего страшного не происходит, что они в любой момент прекратят играть, только еще чуть-чуть поиграют и остановятся. Многие говорят: «Вот отыграю свое и больше никогда к игре не вернусь». Постепенно желание повторять свое участие в игре становится настолько непреодолимым, что это приводит лишь к утяжелению игровой зависимости. Стремление любой ценой раздобыть средства для игры (или приобрести новую компьютерную игру) часто заставляет патологических игроков идти на преступление.
В конце учитель делает вывод, что ребята должны разумно организовать свое свободное время, не забывать, что как бродяжничество, так и игромания могут привести человека к преступлению и разрушить его личную жизнь.
Причины возникновения компьютерной зависимости могут быть различными:
- отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье;
- отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
- неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;
- общая неудачливость ребенка, пожалуй, наиболее распространенная причина формирования компьютерной зависимости.
Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:
- нежелание отвлечься от игры с компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание игры, определить временные рамки нахождения за компьютером;
- забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
- угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.
Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако сегодня эта деятельность затруднена в силу отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков игровых зависимостей, недостаточности знаний форм и методов ведения педагогической профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления в общеобразовательной школе. Изменить ситуацию, на наш взгляд, может разработка и практическое применение комплексных программ педагогической профилактики игровых зависимостей у подростков.
В настоящее время в школах, по мнению Л.И. Колесниковой (Россия) имеются программы по профилактике игровой зависимости для подростков 15-16 лет. Программа состоит из нескольких модулей: 1. Молодые игроки. 2. Полоса везения. 3. Ожидаемый результат. Старшеклассники прослеживают все ступени, по которым спускаются вниз к проблемной игровой зависимости:
- Сначала победа дает тебе «кайф», ты возвращаешься за еще большей «дозой», ты уже не замечаешь денежные потери или оправдываешь их временным невезением, жизненные трудности и проблемы тебя уже не волнуют.
- Затем, начинаешь чувствовать вину, тебе не везет, ты «лузер», начинают преследовать денежные потери, берешь деньги в долг, чтобы продолжить игру, ставишь уже большие суммы на кон игры, ты продолжаешь думать, что ты еще сможешь выиграть в следующий раз.
- Ты все еще думаешь, что ты сможешь отыграть хоть какую-то сумму, чтобы отдать долги, но терпишь опять неудачу, ты снова решаешь, где достать деньги, чтобы продолжить игру, но ты уже все варианты использовал, больше брать их негде, остается только последнее - нелегальный способ, ты «увяз по уши», у тебя начинается паника. Все ученики выражают единое мнение, что они бы не хотели оказаться в таком состоянии. Работа с транспарантом «Путешествие назад» дает представление о том, с чего надо начинать возвращение к здоровому образу жизни, и как помочь тому, кто уже на пути к игровой зависимости.
В целях профилактики в школах необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс модели педагогической профилактики игровых зависимостей, а также научить несовершеннолетних преодолевать проблемы социальной адаптации, с ориентированием молодых людей на позитивные виды деятельности, альтернативные азартным играм.
Сегодня, как показало исследование, наиболее реальными и результативными являются программы педагогической профилактики, организованные на микроуровне, т е включающие работу в ближайшей среде обитания подростков - в семье, школе, в пи – группах. Профилактическая работа по исправлению форм игровых аддикций на мезоуровне (действующая на уровне региона) или на макроуровне (рассматриваемая в рамках государства) нуждается в создании и развитии научно - исследовательской теоретической и практической базы, которая послужит основой для проведения комплексных мер на уровне национальных проектов и программ.
Вред из компьютера
"Что наша жизнь? Игра!" - сказал когда-то Шекспир. Знал ли великий драматург, что уже через несколько столетий капиталисты перевернут эту фразу, и Игра будет сравниваться с Жизнью, а не наоборот? Сегодня миллионы людей добровольно заточают себя в матрицы компьютерых игр, приковав себя к клавиатурам зависимостью от виртуальной реальности. Увлеченные захватывающими фэнтезийными сражениями, жертвы зависимости живут в игре, оставляя в нашем мире лишь сгорбленное, ожиревшее тело. Иногда его системы жизнеобеспечения отказывают во время очередного сеанса компьютерых развлечений, и человек умирает. А тем временем безжалостная машина игровой индустрии пожинает на загубленных душах миллиардные прибыли, производя все более совершенные "заменители реальности". Геймер (так называют зависимого от компьютерных игр) уходит в виртуальные миры, откуда возвращаются лишь единицы.
А ведь "Минздрав предупреждал". В начале девяностых годов прошлого века только ленивый психолог не отметился публикацией о вреде компьютерных игр, тогда еще только поднимавших свою голову. Сейчас же на месте этих статей печатаются обзоры новых образцов виртуального дурмана: как-никак, XXI век на дворе, да и психологи уже не актуальны. Что мы, сами не разберемся? Разобрались, и теперь производители игр соревнуются в реалистичности виртуальных миров, возможностях для развития своего персонажа, количестве "бонусов". На первый план выходит показатель "времени на прохождение", что в общепринятой терминологии то же самое, что и сила наркотика. Человек тратит реальное время на вымышленное развитие, обменивает свое здоровье на увеличение цифр, существующих лишь в памяти компьютера и больном воображении.
По воздействию на организм компьютерные развлечения сродни наркотикам. Но если с дурманящими веществами непримиримо борется весь мир, то до игромании есть дело лишь у отдельных энтузиастов. Особенно сложная ситуация с геймерской зависимостью обстоит в России, где процветает компьютерное "пиратство". Игры легко доступны, а население недостаточно образованно, чтобы оценить исходящую от них опасность. Чаще всего жертвами виртуальной реальности в нашей стране становятся дети и подростки - родители поощряют виртуальные приключения своих отпрысков, наивно думая, что это лучше дурной компании в подворотнях. Увы, учат убивать как раз компьютерные стрелялки. Сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие как единственные способы решения проблемы, и, даже если ребенок не впадет в зависимость от виртуальности, его психика все равно будет повреждена железным монстром. Поведенческие основы формируются в детстве, знаете ли.
"Это не игра, это жизнь", - такими словами любят завершать обзоры очередных многогибайтных стрелялок рецензенты игровых журналов. Красивые слова, вот только несколько жизней бывают лишь у героев компьютерных игр. Мы живем один раз, альтернативы у жизни нет, и "переиграть" ее нам никто не даст. Игровой индустрии остается лишь выпускать псевдореальный суррогат, медленно, но верно ведущий к смерти его потребителя. Самая интересная игра - это все-таки наша жизнь, о чем и говорил классик. Менять ее на мертвые мерцающие картинки не стоит, уж поверьте.
Игры недоброй воли
В последнее время врачи и психологи все чаще сталкиваются с такими пагубными явлениями как компьютеромания и игромания. Патологическое увлечение компьютерными играми и моделированием различных зрелищ (например, спортивных), ненормированная работа в интернете, длительный просмотр высококонтрастных картинок из множества мелких разноцветных деталей чрезвычайно опасны для здоровья. Злоупотребление компьютером — своего рода наркотик. Он сугубо отрицательно воздействует на тело, душу и дух как ребенка, так и взрослого человека. Что же происходит с тем, кто попал в «ласковые сети» компьютера?
Картина «компьютерной болезни»
Соматические расстройства проявляются в нарушении зрения, общем недомогании, ослаблении иммунитета и в болезнях, обусловленных сидячим образом жизни (геморрой, запоры и т. д.). Сильно поражается и опорно-двигательный аппарат. Помимо остеохондроза позвоночника, выявлены так называемые профессиональные заболевания при плохой постановке кисти. Они отмечаются у художников, машинисток, мультипликаторов, пианистов, работников конвейеров и... заядлых пользователей компьютером. У последних это болезни, которые возникают из-за неудобного положения рук при продолжительной работе на неправильно расположенной клавиатуре компьютера:
— тендовагинит (воспаление сухожилий кисти, запястья и плеча);
— болезнь де Кервена (воспаление сухожилий большого пальца кисти);
— травматический эпикондилит (воспаление сухожилий предплечья и локтевого сустава);
— синдром канала запястья (ущемление срединного нерва руки).
Страдают также центральная нервная система и психика. Наблюдаются астено-невротические реакции: снижение концентрации внимания, ухудшение памяти и, сна, усиление возбудимости и раздражительности, утомляемость, головная боль.
Крайне опасны и стойкие духовные нарушения в виду энерго-информационного воздействия компьютера на личность. Во-первых, это погружение в мир иллюзий а во-вторых, — психологическая зависимость от виртуальной (мнимой, искусственно созданной) реальности.
Против игромании
Признаки игромании:
- Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
- Изменение круга интересов, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игрой.
- «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности вовремя прекратить игру.
- Состояние психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающееся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре.
- Постепенное увеличение частоты участия в игре и стремление к всё более высокому риску, если речь идет об азартных играх.
- Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», всё преодолевающим стремлением найти возможность участия в игре.
- Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) игровая зависимость возобновляется.
Если, у Вас присутствуют 4 и более из вышеперечисленных признаков игромании, то Вы, либо уже ей страдаете, либо находитесь в группе риска.
Как помочь в этой беде? Можно ли вылечиться от игромании?
Да, вылечиться от игромании можно. Это в отличие от алкоголизма не хроническая болезнь. И, как правило, после лечения человек, избавившийся от этой пагубной привычки, уже не возвращается к игре.
Какие советы можно дать тем, у кого в семье существует такая проблема:
- Почаще собирайте дома друзей, которые отвлекут игрока от его проблем, помогут увидеть в жизни что-то, кроме игр.
- Не отказывайтесь поддерживать с ним беседу об играх. Если игнорировать эту тему, то человек уйдет в себя и его болезнь будет прогрессировать.
- Не устраивайте скандала по поводу его проигрышей, но и не стоит радоваться его выигрышам.
- Если в игру вовлечен ребенок, то одно лишение его денег не поможет. Он может начать воровать, побираться. Ребенка легче избавить от тяги к играм на деньги, нужно предложить ему любую разумную альтернативу.
ИГРОМАНИЯ: Когда «бить тревогу»?
Часто мы до последнего не замечаем того, что происходит у нас под носом, не хотим «думать о плохом». Проверьте себя сейчас, ответьте честно на следующие вопросы. Вы или кто-то из Ваших близких – человек, который:
- Поглощен игрой, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту игр, намеренно отказывается от игры или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности сыграть, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.
- Продолжает игру при увеличении ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.
- Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к игре, играть меньше или совсем прекратить игру.
- Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от игры.
- Играет, чтобы уйти от проблем или снять чувство беспомощности, вины, тревогу или депрессию.
- Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).
- Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в игру.
- Совершал уголовные преступления (подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества) для того, чтобы добыть деньги для участия в игре.
- Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.
Ответили утвердительно хотя бы на 5 пунктов? Пришло время обращаться за помощью!
Бесполезно ждать, что проблема исчезнет сама собой, взывать к совести или силе воли больного человека – слишком поздно. Необходима помощь специалистов!
Медицинские последствия увлечения компьютерными играми
1. Повреждённые джойстиком игровой приставки пальцы. Этот недуг встречается у любителей игр с использованием контроллера типа D-pad. Симптомы включают потерю чувствительности, покалывание и крупные волдыри, на лечение которых уходят недели.
2. Найнтендонитис и виайтис . Термин найнтендонитис (от Nintendo и tendinitis – воспаление сухожилия) используется для описания повреждений сухожилий кистей рук и запястий от слишком долгих сеансов игры. Виайтис – заболевание, связанное с частым нажатием на кнопку игровой консоли Wii, которое представляет собой хроническую усталость плечевого сустава и лечится при помощи обезболивающих препаратов и полного отказа от игры. К этой же категории относятся травмы, связанные с игрой в тесных помещениях.
3. Припадки. В некоторых случаях увлечение играми может вызывать судороги. Научных доказательств того, что компьютерные игры могут спровоцировать припадок обычной эпилепсии, не существует. А вот припадок фотосенситивной эпилепсии может быть вызван такими визуальными раздражителями, как мигающий свет, ряд повторяющихся геометрических форм или движущихся объектов.
4. Зависимость. Зависимость от компьютерных игр – это расстройство контроля импульсов, похожее на то, что возникает у пристрастившимся к азартным играм (вроде рулетки). Симптомы включают изменения веса (в любую сторону), пренебрежение личной гигиеной, снижение социальных взаимодействий и нарушение сна.
5. Агрессия и психические расстройства. Исследования показали, что зацикленные на играх люди чаще переживают депрессивные и беспокойные состояния, чем остальные. У детей это выражается в повышенной возбудимости, отсутствии навыков общения. Тревожные сигналы: неспособность сконцентрироваться, нарушение сна, тревога, раздражение и социальные фобии. У детей, которые играют в игры с элементами жестокости, чаше возникают фантазии, связанные с агрессией; они больше склонны к агрессивному поведению. Кроме того, они и сами с большей вероятностью могут стать жертвами чужой агрессии.
6. Ухудшение зрения. Видеоигры могут стать причиной проблем со зрением. Напряжённое вглядывание в светящийся экран вызывает напряжение глаз, а продолжительное использование компьютера может закончиться даже глаукомой, особенно среди пользователей, страдающих близорукостью. Это становится особенно опасно, когда вы перестаёте моргать и поверхность глаза пересыхает.
7. Мигрень. Длительная игра может привести к интенсивной пульсирующей боли в голове и сопровождаться тошнотой, рвотой и необычайной чувствительностью к свету или звуку. Приступы мигрени могут длиться от нескольких часов до нескольких дней.