Выпускной вечер-2025
Торжественная мероприятие, посвящённое вручению учащимся 9-х...
Организационное родительское собрание для родителей (законных...
Лагерь труда и отдыха «Дружба»
О безопасности на воде в летний период
Сотрудничество с ОАО «Белагропромбанк»
Торжественное мероприятие «Звездный дождь»

Меню сайта

80-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

2023 god mira i sozidaniya

gmr2018-2020

ярморка вакансий

prokuratura

banners 6

kudapostupat

kudapostupat

portal

ministerstvo

Glub

mir pravo

rooglub2018-09

znai.by

mchs

brsm

brpo

pravo by

Мы  оказываем информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации

Жестокое обращение с ребёнком является прямым нарушением законов Конвенции ООН о правах ребёнка и Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка».  Кроме того, насилие над детьми – уголовно наказуемое деяние.

Основные виды жестокого обращения с детьми:

1. Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.

2. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

3. Эмоциональное насилие – длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у него патологических черт характера или нарушению психического развития.

4. Пренебрежение нуждами ребенка – неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т.д.

5.Коммерческая сексуальная эксплуатация детей – это сексуальное насилие или эксплуатация взрослым человеком ребёнка и оплата за это деньгами или третьему лицу.

Торговля детьми (траффикинг) – любой акт или сделка, по средствам которых ребёнок передаётся любым лицом или группе лиц за вознаграждение.

Физическое насилие над ребенком

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Физическим насилием называется нанесение телесных повреждений, травм ребенку. Это может быть, как результатом преднамеренной попытки причинить вред ребенку, так и непроизвольным последствием безудержного гнева.

Многие родители и опекуны, применяющие физическое насилие в отношении детей, настаивают, что их действия являются лишь формой дисциплины, что они таким способом воспитывают ребенка. Однако есть четкая граница между использованием физического наказания ради дисциплины и физическим насилием над ребенком: воспитание ребенка, развитие у него социальных навыков не должно сопровождаться хроническим страхом.

Различия между физическим насилием и дисциплиной

Физическое насилие, в отличие от строгой дисциплины, содержит следующие элементы:

Непредсказуемость.

Ребенок никогда не знает, что в его поведении спровоцирует физическое наказание и гнев родителя. В семье нет четких границ или правил. Ребенок вынужден постоянно пребывать в страхе, поскольку не уверен, что следующее его действие не спровоцирует родителя на побои.

А если в семье существует согласованная с ребенком система поощрений и наказаний (исключающая физическое насилие) за те или иные поступки, то поведение ребенка становится более осознанным и социализированным.

Для соблюдения дисциплины нельзя обойтись без запретов и ограничений, но в разумных пределах. Устанавливать запреты нужно так, чтобы ребенок четко знал, чего именно делать нельзя и что можно вместо запрещенного действия.

Использование страха, как регулятора поведения.

Родители, которые используют неадекватно строгую дисциплину, физическое насилие, считают, что их дети должны бояться их. Они целенаправленно держат ребенка в страхе, чтобы он «не распоясался», и часто применяют для этого побои. Однако на самом деле они учат ребенка лишь тому, как избегать ударов и побоев, а вовсе не тому, как правильно следует себя вести, или в какую сторону следует развиваться их личности.

Сообщение ребенка или очевидцев о факте жестокого обращения

Сообщения о фактах жестокого обращения могут поступать по телефону или из личных обращений граждан и самих детей, а также от специалистов, работающих с несовершеннолетними. Если сообщение поступает от самого потерпевшего ребенка, необходимо предпринять срочные действия по проверке его достоверности. Иногда ребенок может наговаривать на взрослых, либо преувеличивать степень насилия, это связано с переживаемой им обидой, желанием мести родителям. Так же достоверны сообщения очевидцев насилия или наблюдаемые симптомы его последствий.

Признаки физического насилия.

Как правило, ребенок и его родители не заявляют о существующих фактах физического насилия. Это может быть связано с рядом причин – страхом наказания, непониманием серьезности происходящего, использование традиционных для семьи родителя методов воспитания, недоверием к специалистам и т.д. В таких случаях выявить ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, можно благодаря физическим, эмоциональным и поведенческим признакам у ребенка и особенностям поведения родителя.

Внешними признаками, позволяющими заподозрить физическое насилие над ребенком, являются:

последствия жестокого обращения, нанесения ребенку физических повреждений: раны, переломы костей и кровоподтеки, ожоги (следы от теплового воздействия), от горячей воды, горящих сигарет и т. п., следы сдавления и признаки обморожения.

Характер повреждений, свидетельствующий о жестоком обращении, нельзя объяснить естественными причинам (последствия падений, детских драк и т.д.).

Признаки жестокого обращения с детьми чаще всего можно увидеть на лице, ягодицах, а также на средней части спины, у старших детей — также на разгибательных сторонах предплечий, которыми они прикрывают голову от ударов.

К особенностям поведения и эмоционального реагирования у детей дошкольного возраста, подвергшихся физическому насилию, относятся:

− пассивность, смирение с происходящим;

− чрезмерную уступчивость, заискивающее поведение; 

− агрессивность;

− жестокость по отношению к животным;

− лживость и воровство.

Детям младшего школьного возраста присуще:

− стремление скрыть причину имеющихся у них травм;

− нежелание возвращаться домой после школы;

− замкнутость, отсутствие друзей;

− плохая школьная успеваемость, при наличии неплохих интеллектуальных возможностей;

- затрудненная концентрация внимания;

− агрессивность;

− воровство;

− уходы из дома.

Подросткам характерно:

− уходы из дома, бродяжничество;

− употребление алкоголя или наркотиков;

− депрессивные состояния;

 -  аутоагрессивное поведение

Приведенные по возрастам симптомы могут проявляться на более ранних или поздних возрастных этапах.

При беседе с родителями, сборе информации необходимо также обратить внимание на следующие факты:

− неоднократность обращения родителей или лиц их замещающих за медицинской помощью в связи с получением ребенком телесных повреждений (значимость этого признака ограничивается тем, что родители могут обращаться в разные медицинские учреждения);

− несоответствие характера повреждений рассказу родителей об обстоятельствах получения травмы (например, двухлетний ребенок вряд ли может сломать ногу, упав с дерева, поскольку не способен на него забраться);

− выявление у ребенка признаков других форм жестокого обращения,

например, сексуального насилия или пренебрежения его основными потребностями;

− немотивированное промедление или отказ родителей с обращением за помощью, особенно в тех случаях, когда тяжесть повреждений требовала экстренного медицинского вмешательства;

− неадекватное поведение родителей, стремление преуменьшить тяжесть повреждений, имеющихся у ребенка;

- перенос вины за травму ребенка на других лиц, либо обвинение самого ребенка в нанесении травмы;

− наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать агрессию со стороны родителей (постоянный плач по ночам у грудных детей, плохой аппетит у детей раненого возраста, назойливость, приставание к взрослым у дошкольников, воровство или уходы из дома у подростков);

− предъявление родителями к ребенку требований, которые не соответствуют его физическим или интеллектуальным возможностям, либо уровню развития (например, капризы маленького ребенка рассматриваются родителями как сознательное стремление досадить им);

- неоднократно наблюдаемое агрессивное поведение родителя.

Каждый из указанных выше признаков, взятый по отдельности, не позволяет с достаточно высокой вероятностью предполагать насильственный

характер полученной ребенком травмы. Однако совокупность из нескольких признаков дает все основания предположить физическое насилие.

К сожалению, далеко не всегда у специалистов имеется возможность осмотра ребенка для выявления у него телесных повреждений и оценки их характера. Значительно чаще выявить детей, подвергшихся физическому насилию, позволяют имеющиеся у них психологические и поведенческие нарушения.

Сексуальное насилие над ребенком

Сексуальное насилие над ребёнком – это вовлечение ребёнка в сексуальный контакт со взрослым в любой форме, в том числе сексуально окрашенные прикосновения. Даже при отсутствии сексуального контакта насилием считаются любые сексуализированные действия (прикосновения, разглядывания, вербальное взаимодействие). К сексуальному насилию относится также использование детей в порнографии и проституции. Если в отношении взрослых сексуальные взаимоотношения по обоюдному согласию не могут рассматриваться как насилие, то ситуация в отношении детей иная. Нередко дети не демонстрируют сопротивления насильственным действиям. Это может быть связано с разными причинами. Так, ребёнок может просто не знать, что то, что происходит – ненормально. Обычно дети воспринимают всё, что делают взрослые, как нормальное явление. И даже если действия взрослого могут не нравиться ребёнку или пугать его, то с большой вероятностью он не будет открыто протестовать. Также ребёнок может бояться открыто противостоять взрослому по разным причинам. Например, можно назвать такие причины, как страх, неумение отказать взрослому. В любых отношениях ребёнок-взрослый ответственность за содержание и последствие этих отношений несёт взрослый.

Статистика свидетельствует, что чаще всего дети подвергаются насилию дома в семье — родными и близкими. Нередко — в течение продолжительного времени, и об этом даже никто не догадывается. Все это осложняет травму, подавляет развитие детской психики на долгие годы.

К телесным признакам сексуального насилия над детьми относятся оральные, вагинальные и анальные симптомы, в зависимости от того, каким образом осуществлялся сексуальный акт. К оральным симптомам относятся: экземы, дерматит, герпес, отказ от еды либо наоборот – булимия. К анальным симптомам относят повреждения в прямой кишке, покраснения ануса, варикозные изменения, запоры, ослабление сфинктера. Вагинальными симптомами считаются нарушения девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения в генитальной области, сопутствующие инфекции. Кроме того, симптомами сексуального насилия над ребенком являются порванное, запачканное, окровавленное нижнее белье; кровотечения, выделения из половых органов; гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах; боль в животе; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; болезни, передающиеся половым путем; беременность.  

Поведенческие симптомы сексуального насилия над ребенком выражаются в изменении привычного и сексуального поведения, а также в изменениях эмоционального состояния ребенка. Эмоциональными и поведенческими индикаторами считаются:

- появление чрезмерного интереса к играм сексуального содержания;

- непривычные для возраста знания о сексуальной жизни;

- регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);

- соблазняющее поведение по отношению к сверстникам противоположного пола, в том числе и к взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми;

- мастурбация, отирание половых органов о тело другого человека;

- замкнутость, изоляционное поведение;

- депрессивный фон настроения;

- отвращение стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

- отстраненность и задумчивость;

- быстрая потеря самоконтроля, взрывные реакции;

- трудности в общении со сверстниками, избегание общения с ними, отказ от общения с друзьями.

- избегание мужчин или женщин;

- раннее начало сексуальной жизни, частая смена партнеров;

- проституция.

Помимо физических повреждений, которые могут быть вызваны сексуальным насилием, эмоциональная составляющая вызывает мощную травму с далеко идущими последствиями. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, мучаются от чувства стыда и вины. Они очень часто считают себя виноватыми в случившемся, считают, что сами спровоцировали взрослого и недооценивают его вину. Это может спровоцировать у ребенка сильнейшую ненависть к себе и серьезные сексуальные проблемы с возрастом.

Стыд от пережитого сексуального насилия очень мешает гармоничному развитию ребенка. Такие дети испытывают массу тревог: они волнуются, что другие дети не поверят им, будет злиться на них, дразнить их; они боятся, что рассказав о происшедшем, они спровоцируют развод родителей. Таким образом, ложные обвинения от ребенка в сексуальном насилии, совершенном в отношении его, являются чрезвычайно редкими.

Эмоциональное насилие над ребенком

Эмоционально теплые отношения ребенка с родителями в первые годы жизни являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки вызывает существенные психические и поведенческие расстройства, ведут к травматизации личности.

Эмоциональное (психическое) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения.

Существуют следующие формы психического насилия:

– вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение, унижение, в том числе публичное, высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения»;

− отвержение, подавление всякой воли ребёнка;

- длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы, отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;

− принуждение к одиночеству (изоляция) – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде;

− терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития;

− развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка;

- лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Эмоциональное насилие над детьми широко распространено и встречается во всех социальных группах. В его возникновении большое значение имеет механизм социального наследования (воспроизведение в собственной семье моделей, поведения, усвоенных в детстве). Каждый третий родитель, из числа тех, кто в детстве подвергался жестокому обращению, жестоко обращаются со своими собственными детьми.

Наиболее высок риск психического насилия над ребенком у молодых матерей, не имеющих навыков по уходу за ребенком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания. У усыновителей, замещающих родителей и опекунов, не имеющих опыта воспитания детей и рассчитывающих на безусловную и преданную любовь этих детей Сталкиваясь с непослушанием, проблемами в поведении, отставанием в психическом развитии и проблемами в поведении и не видя от него ожидаемой любви, опекуны или усыновители испытывают разочарование и обиду на ребенка, не оправдавшего их необоснованных надежд.

Различные формы психического насилия вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребенок пострадал от данного вида жесткого обращения.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми в раннем возрасте являются:

 Инфантильность, личностная незрелость;

 Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста;

 Импульсивность, взрывчатость, злость;

 Недостаточная способность к контролю собственного поведения;

 Низкая самооценка и повышенная тревожность;

 Аутоагрессивное поведение, вредные привычки;

 Депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность;

 Неумение устанавливать доверительные, эмоционально-теплые отношения;

 Трудности в общении со сверстниками.

Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает ребенка искать альтернативные способы получения эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога).

Пренебрежение нуждами ребенка

Под пренебрежением нуждами, основными потребностями ребенка понимается постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их замещающими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

В большинстве случаев уже по внешним признакам можно судить, что ребенок воспитывается в атмосфере безразличия и пренебрежения. Он плохо

растет, не набирает подходящего веса, так как постоянно голодает, попрошайничает или даже крадет пищу; находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, не опрятен; не получает должной медицинской помощи (нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи и т.д.); не ходит в школу, прогуливает ее. В связи с тем, что часто ребенку некуда идти, он, наоборот, может приходить в школу слишком рано и уходить из нее слишком поздно. У этой категории детей, отмечают повышенную утомляемость, апатичность, различного рода отклонения в поведении, иногда склонность к вандализму. У детей, испытывающих неудовлетворение основных потребностей плохие взаимоотношения в группе сверстников, не умеют дружить, они могут подвергаться буллингу, низкая самооценка.

Пережитое в детстве насилие нередко приводит и к отдалённым последствиям, оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь жертвы, поскольку подобный травматический опыт будет формировать специфические семейные отношения. Так, в большинстве случаев взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели неразрешимый, «неотработанный» опыт насилия в детстве.

Драбович Т.И., педагог-психолог