Выпускной вечер-2025
Торжественная мероприятие, посвящённое вручению учащимся 9-х...
Организационное родительское собрание для родителей (законных...
Лагерь труда и отдыха «Дружба»
О безопасности на воде в летний период
Сотрудничество с ОАО «Белагропромбанк»
Торжественное мероприятие «Звездный дождь»

Меню сайта

80-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

2023 god mira i sozidaniya

gmr2018-2020

ярморка вакансий

prokuratura

banners 6

kudapostupat

kudapostupat

portal

ministerstvo

Glub

mir pravo

rooglub2018-09

znai.by

mchs

brsm

brpo

pravo by

Мы  оказываем информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации

 

 

Государственная символика

Инструктивно-методическое письмо по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию

Высшие военно-учебные заведения Республики Беларусь

Учебные заведения силовых структур Республики Беларусь

Академия МВД Республики Беларусь

Могилевский институт МВД

Центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров МВД 

Специализированный лицей МВД

Институт пограничной службы

Университет гражданской защиты

Мероприятия

Мероприятия, посвященные Великой Победе

Участие в фестивале строя и песни «Победные марши» в Новополоцке

Патриотический квест «Служу Родине»

Участие в областной патриотической акции «Прорыв Победы»

Участие в областном этапе Республиканского конкурса «Я патриот своей страны» в рамках культурно-образовательной патриотической акции «Поезд Памяти»

Операции «Могила солдата священна»

Победа в районном этапе республиканского конкурса «Я патриот своей страны»

Посещение хореографического военно-патриотического спектакля «Линия памяти. Код войны»

3 место в районном этапе республиканской спортивно-патриотической игры «Зарничка»

Победа в зональном этапе Республиканской спортивно-патриотической игры «Зарничка»

Мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества

Участие в военно-патриотической акции «Готовы Родине служить!»

Участие в Республиканской декаде гражданско-патриотических дел «Афганістан у лёсе нашых землякоў»

 

Вот она – НАША ШКОЛА!

Теперь в одном месте собрана самая  актуальная  информация, чтобы ответить на самые популярные вопросы о школе: почему введена школьная форма, как выбрать будущую профессию, где можно или всё-таки нельзя пользоваться телефоном, зачем нужен шестой школьный день, что такое БРПО и БРСМ, и зачем в них вступать, как внести свой вклад в развитие школьного музея и многое другое!

Достаточно использовать qr-код на плакате, перейти по ссылке и получить ответ на интересующий вопрос.

Название учреждения

образования,

адрес, телефон

 

 

 

 

Характер нарушений поступающих

(интеллектуальная недостаточность,

нарушения слуха, зрения, речи,

функций опорно-двигательного

аппарата)

Уровень образования

поступающих

(на основе общего среднего,

общего базового, специального образования

(1-е отделение вспомогательной школы)

 

 

 

 

 

 

 

Срок

обучения

    Наименование

квалификации

Организация обучения

(в учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР;

в учебных группах, в которых образовательный процесс одновременно организован для лиц с ОПФР и иных лиц)

Наличие

центра профессиональной

и социальной реабилитации,

специального отделения

для лиц с ОПФР

общежития

1

2

3

4

5

6

7

8

БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Учреждение образования «Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

Тел. 8-01645-26908-(приемная комиссия),

8-01645-26909

(приемная директора-факс),

E-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Web- сайт: ww.ivgpl.brest.by

Лица

с интеллек-туальной недостаточ-ностью

На основе специального образования

2 года

Оператор машинного доения; швея

Овощевод;

Маляр;

Вышивальщица; Садовод;

Слесарь по ремонту сельскохозяйствен-ных машин и оборудования (ремонт

 тракторов и сельскохозяйствен-ных машин); Штукатур;

Облицовщик-плиточник

В учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР

Центр профессиональной

и социальной реабилитации

Да

Учреждение образования «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

тел. 8 016 46 2 68 96

тел./факс.8 01646 2 68 96

E-mail:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Web-сайт: www.gnclicei.brest.by

Лица с интеллектуаль-ной недостаточ-ностью

На основе специального образования

2 года

Штукатур

Маляр

Садовод

Овощевод

В учебных группах,

в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР

Нет

Да

ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ

Учреждение образования

«Витебский государственный профессионально-технический колледж

легкой промышленности»

ул. Гагарина, 39, 210017, г. Витебск, тел/факс

 (0212) 23 29 06

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: college-lp.by

Лица с нарушением слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата

На основе общего базового образования

3 года

Сборщик обуви;

затяжчик обуви

В учебных группах,

 в которых образовательный процесс одновременно организован для лиц с ОПФР и иных лиц

Центр профессиональной и социальной реабилитации

Да

Лица с нарушением слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата

На основе общего среднего образования

1 год

Сборщик обуви

В учебных группах,

 в которых образовательный процесс одновременно организован для лиц с ОПФР и иных лиц

Лица с интеллектуаль-ной

недостаточ-ностью

На основе специального образования

2 года

Сборщик обуви

В учебных группах,

 в которых образовательный процесс   организован только для лиц с ОПФР

Учреждение образования «Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж»

Тел. 80216519149

Тел./факс 80216519149

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Web-сайт: ogpptk.by

Лица с интеллектуаль-ной недостаточ-ностью

На основе специального образования

2 года

Рабочий зеленого строительства; штукатур

В учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР

Нет

Да

Как сделать поход в парк аттракционов безопасным?

Посетитель / пассажир ОБЯЗАН

- изучить и соблюдать правила поведения и пользования аттракционом, размещённые на информационном стенде у входа на аттракцион,а также дополнительные указания безопасности (текстовые предупреждения, знаки, сигналы, символы);

- оценить возможность посещения аттракциона в зависимости от ограничений, указанных в правилах поведения и пользования аттракционом в части роста, веса, возраста и состояния здоровья;

ВАЖНО:

Посетители, имеющие противопоказания и ограничения, к посещению аттракциона, но скрывшие их, несут персональную ответственность за все возможные последствия от катания на аттракционах.

При этом дежурный аттракционов вправе отказать в катании на аттракционе, если полагает, что посетитель не может безопасно пользоваться аттракционом и соблюдать правила его посещения
(п. 135 Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27.12.2019 № 67)

- проходить на посадку на аттракционы без напитков, мороженого, и иной еды, крупногабаритных сумок, других предметов, не позволяющих правильно разместиться в пассажирском модуле, или которые могут выпасть во время рабочего цикла аттракциона;

- надежно закрепить/убрать/ сдать на хранение мелкие и ценные вещи, которые могут выпасть во время катания (очки, мобильные телефоны, украшения, деньги, ключи, документы и другое), элементы одежды, аксессуары или другие предметы, которые могут оторваться, запутаться в неподвижных или подвижных частях аттракциона;

Если же во время катания на аттракционе вы что-то уронили, сохраняйте спокойствие, не дергайтесь. Жизнь дороже мобильного телефона или кошелька, тем более что аттракцион сразу не остановить.

- осуществлять посадку/высадку на/с аттракцион(а) только по команде дежурного аттракционов с посадочной платформы при полностью остановленном аттракционе. При этом, запрещается заходить за ограждение аттракциона, находиться посторонним лицам в рабочей зоне аттракционов;

- выполнять указания дежурного аттракционов;

- использовать все имеющиеся элементы безопасности, страховочные дуги и убедиться, чтоони надежны и правильно пристегнуты.Если комплекция/рост/вес посетителя не позволяют надежно закрепить страховочные элементы, посетитель не будет допущен к катанию на данном аттракционе.

При пользовании аттракционом ЗАПРЕЩАЕТСЯ

- посещать /использовать аттракцион в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в случаях, если возраст,  рост, вес не соответствуют требованиям эксплуатации данного аттракциона, а также если рост или вес не позволяют правильно и комфортно размещаться на аттракционе, использовать стандартные устройства фиксации пассажиров, при наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно - двигательного аппарата, проблем с вестибулярным аппаратом, психики и иных ограничений, указанных в правилах поведения и пользования аттракционом;

- самостоятельно снимать илиотстёгивать удерживающие устройства во время рабочего цикла аттракциона, вставать с посадочного места до полной остановки аттракциона и /или команды дежурного аттракционов;

- задерживать / раскачивать подвижные элементы аттракциона, если это не предусмотрено правилами поведения и пользования аттракционом, касаться подвижных частей аттракциона руками, вставать с местаи перемещаться по элементам аттракциона во время его движения, высовывать руки и ноги и размахивать ими.

РОДИТЕЛЯМ /ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ

Прежде, чем купить билеты на тот или иной аттракцион, нужно выяснить, подходит ли он для Вашего ребенка.

Сопроводите своего ребенка к посадочному месту на аттракционе. Посадив его на место, убедитесь, что он пристегнут, освободите его руки от посторонних предметов (воздушных шариков, игрушек и т.п.). Не допускайте, чтобы ваш малыш садился на карусель с жевательной резинкой во рту или еще какой-либо едой.

Расскажите ребенку, что:

- свешиваться или наклоняться через край кабинки (сидения), вертеться, вставать с места и отстегивать ремни безопасности можно лишь после полной остановки аттракциона;

- запрещено пытаться схватить рукой движущиеся части аттракциона, разводить руки в стороны, поднимать их или размахивать ими.

- дежурный аттракционов будет наблюдать за тем, как ведет себя ребенок, и, если в этом будет необходимость, будет делать ему замечания, требуя выполнения правил безопасности, а также он может остановить аттракцион и высадить маленького нарушителя.

Обслуживающий персонал должен следить не только за поведением детей, но и за их состоянием. Если ребенок боится и плачет или ему внезапно стало нехорошо, движение должно быть незамедлительно остановлено.

Если вы не уверены, что ребенок будет вести себя адекватно, лучше отказаться от посещения аттракционов.

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕЖУРНОГО АТТРАКЦИОНОВ

Дежурный аттракционов для обеспечения безопасной эксплуатации аттракционов обязан:

изучить основные технические характеристики и устройство аттракциона, которым он управляет, требования инструкции по эксплуатации аттракциона;

соблюдать инструкцию по эксплуатации аттракциона, иметьеё на рабочем месте;

исполнять свои обязанности согласно имеющимся у него инструкциям, обеспечивая как безопасность пассажиров, посетителей, рабочих, так и свою личную безопасность;

перед началом работы проводить ежедневную проверку технического состояния аттракциона, если ему это поручено;

контролировать аттракцион на протяжении всего цикла его работы, а также все время, пока он открыт для пассажиров и посетителей.
В случае возникновения в этот период повреждений или неисправностей, которые могут привести к возникновению опасной ситуации для пассажиров и посетителей, прекратить его эксплуатацию;

не допускать к управлению аттракционом и контролю над его работой посторонних лиц;

осуществлять контроль соблюдения пассажирами правил поведения на аттракционе для пассажиров. Не допускать на аттракцион пассажираесли тот  не может безопасно пользоваться аттракционом по состоянию своего здоровья или поведения;

эксплуатировать аттракцион со скоростями, ускорениями, не выходящими за пределы, установленные  изготовителем аттракциона;

фиксировать аттракцион в неподвижном положении и (или) предпринимать меры, исключающие доступ пассажиров и посетителей каждый раз, когда аттракцион закрывается для пользования;

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОЧЕГО ЦИКЛА ДЕЖУРНЫЙ АТТРАКЦИОНОВ ОБЯЗАН ОБЕСПЕЧИТЬ:

размещение (посадку) пассажиров в соответствии со схемой, в том числе при неполной загрузке аттракциона;

надежную фиксацию всех пассажиров в нужном положении, при этом средства фиксации должны быть необходимым образом подогнаны, отрегулированы и, если это предусмотрено конструкцией, надежно заблокированы;

отсутствие посторонних лиц и предметов в опасной зоне аттракциона;

оповещение пассажиров и посетителей о запуске аттракциона.

Для детей мирная обстановка в доме – синоним счастья. Но даже в счастливых семьях случаются трудные времена, когда накопившиеся эмоции находят выход в ссорах.

Семейный конфликт – что это?

Конфликтные семьи – это полнофункциональная структура. Ее члены взаимодействуют максимально близко друг к другу, проживают на одной территории.

Кризисы, конфликты возникают в любой семье, но количество и выраженность их разные.

Семейные конфликты связаны со стремлением удовлетворить определенные потребности, избежать негативного воздействия, создать условия для собственных интересов, не учитывая потребностей партнера.

Особенности конфликтов:

  • определяются структурной близостью;
  • во взаимодействие включены эмоции;
  • присутствуют правовые обязательства;
  • наличие нравственных обязательств перед супругом;
  • используются различные приемы ведения конфликтов;
  • непосредственно связаны с кризисными периодами развития семьи;
  • затяжные конфликты непосредственно сказываются на психическом состоянии участников, влияют на здоровье, провоцируя обострение и появление различных заболеваний;
  • отношения между супругами влияют на детей.

Конфликты нередко возникают в неблагополучных семьях, где один или оба супруга злоупотребляют алкоголем и запрещенными веществами.

В семьях, где происходят частые скандалы, присутствует постоянное напряжение.

В тяжелых случаях конфликт виден даже посторонним людям, когда супруги уже не в состоянии сдерживать свои эмоции, и идут на конфронтацию по любому поводу. Нередко встречается и проявление насилия по отношению к супругу и детям.

Виды конфликтных ситуаций

  • актуальные – яркие, быстро разгорающиеся, вызванные конкретной причиной;
  • прогрессирующие – возникают постепенно, все сильнее разгораются, основная причина – неумение приспособиться друг к другу, найти компромисс;
  • привычные – устоявшиеся отношения, которые в силу определенных привычек невозможно изменить, такие конфликты возникают по одним и тем же поводам и развиваются по единому сценарию.
  • явные и неявные. Первые выражаются ярко, причина их понятна. Вторые проходят в скрытой форме, присутствует враждебность одной или обеих сторон, замкнутость, раздражительность, усталость.

Почему в семье происходят межличностные конфликты? Прежде чем искать пути разрешения спорных ситуаций, важно разобраться в причинах их появления.

Между родителями и детьми

Идеальные отношения между родителями и потомками встречаются достаточно редко. В таких семьях присутствует мудрость старшего поколения, умение найти правильный подход к своим детям.

Отца и сына

Отец желает привить своему сыну определенные нормы и правила поведения в соответствии с собственными установками и понятиями. Взрослеющий сын постоянно ощущает давление взрослых и стремится избавиться от контроля и получить свободу действий.

Если отец авторитарен, ограничивает действия, побуждения, мысли, то рано или поздно он встречает сопротивление.

В неблагополучных семьях, где, например, отец-алкоголик, конфликт может возникать на этой почве, когда сын видит девиантное поведение отца и ребенка это возмущает, настораживает, вызывает чувство гнева.

У сына возникает необходимость защитить мать от нападений агрессивного супруга, что также приводит к ссорам, а в некоторых случаях к физической расправе.

Матери и взрослой дочери

Взрослеющая дочь напоминает матери о ее возрасте.

Это вызывает определенные негативные ощущения, психологический дискомфорт. Многие матери хотят, чтобы дочь отвечала их ожиданиям, жила в соответствии с определенными правилами, нормами, благополучно вышла замуж.

Однако девочка стремится уйти от излишней опеки родителей, получить свободу и начать жить независимо. Настойчивые советы, поучения могут встречаться враждебно.

Семейно-бытовые

Возникают на почве столкновения интересов. Нередко причиной становится нестабильная финансовая обстановка, когда семье не хватает средств к существованию.

Появляется постоянное недовольство одного или обоих супругов, попытка урегулировать бюджет, взять под контроль, распределить ресурсы.

Конфликты в семье могут возникать и на почве разделения сфер влияния, когда один из ее членов проявляет авторитарность, требует полного подчинения, другой не согласен с этим и сопротивляется.

Еще одна распространенная причина бытовых ссор – измены, подозрения в ней, ревность.

Между детьми

Родители нередко сталкиваются с тем, что у их детей возникают постоянные ссоры.

Мальчики могут вести борьбу за соперничество, особенно если возраст между ними минимальный.

Брат и сестра могут ревновать родителей друг к другу, у них происходит борьба за внимание. Если взрослые больше любят одного из детей, то это вызывает психологический дискомфорт у второго ребенка.

Особого внимания заслуживают дети от разных браков. Конфликты в этом случае практически неизбежны. Нередко требуется консультация психологов. Детям в этом случае необходимо принять факт наличия друг друга, то, что у их родителя появился новый партнер и есть еще потомство.

Семейные конфликты – достаточно болезненный и острый вопрос нашего времени. Эмоциональное здоровье семьи – это не просто прерогатива благополучной семьи, но и мудрое правило культурного и гармоничного уклада семейных отношений.

В психологической и педагогической литературе существует мнение, что дошкольный период в воспитании личности ребёнка во многих отношениях является решающим, так как основные его психические свойства складываются именно в данном возрасте. Например, психологами и психотерапевтами отмечается, что у супругов раздражительных и беспокойных дети также раздражительны и нервны. И дело здесь не только в наследственности, а в той эмоциональной атмосфере, которая постоянно складывается в семье и затем закрепляется в психике ребёнка.

Любые конфликты, которые возникают в семье между супругами на глазах у ребёнка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, источником различных неврозов и даже психических заболеваний.

Решать, кто прав: папа или мама, выбирать, оценивать и, более того, становиться на чью-либо сторону – ситуация поистине драматическая! С опытом ребёнка, с его ограниченным знанием жизни и людей разбираться в семейных конфликтах – непосильное психическое бремя. Вот почему дружелюбные, спокойные взаимоотношения в семье – обязательное условие нормального развития личности ребёнка.

Недоброжелательность со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. К сожалению, в жизни встречается довольно много случаев, когда родители не любят своих детей, а дети враждебно относятся к родителям.

Таким образом, конфликтные отношения между мужем и женой, мужем и тёщей, женой и свекровью, недовольство родителей самими собой – всё это отражается на ребёнке, так или иначе нанося ему психические травмы, которые, безусловно, скажутся на его характере. 

Основные модели поведения детей в семейных конфликтах – как ведет себя Ваш ребенок во время конфликтов в семье?

Поведение ребенка при конфликтах, происходящих в семье, во многом зависит от его возраста, темперамента, самооценки, стрессоустойчивости, активности и общительности.

Психологи выделили основные модели поведения детей в семейных конфликтах:

  • Ребенок-буфер. Этот ребенок неосознанно или сознательно пытается сгладить все острые углы или примирить родителей. Все переживания, которые он испытывает, рано или поздно выливаются в его болезни, являющиеся условно-желательными, потому что отвлекают всех от продолжения ссоры. Очень часто у такого ребенка развивается серьезное заболевание – бронхиальная астма, экзема, или целая череда простудных заболеваний. Часты также нарушения неврологического плана – беспокойный сон и трудности с засыпанием, ночные кошмары, энурез, заикание, нервные тики или синдром навязчивых движений.

Если Ваш ребенок часто болеет или у него наблюдаются какие-либо нарушения здоровья – проанализируйте ситуацию в семье. Может быть, Вы найдете корень всех его недомоганий в частых ссорах и, конечно, постараетесь их свести на нет, ради здоровья любимого малыша.

  • Ребенок встает на сторону более слабого родителя. Такой ребенок старается защитить более слабого родителя в семейных конфликтах, вставая на его сторону и полностью бойкотируя другого родителя. Если Ваша семья часто переживает ссоры и конфликты, а такое поведение типично для Вашего ребенка, в дальнейшем это послужит причиной стойких неудач в личной жизни и формированию неправильного образа своей взрослой роли.
  • Ребенок уходит в себя. Такой ребенок принимает нейтральную позицию в семейных конфликтах, стараясь не принимать в них участие. Он может внутренне очень переживать свою неспособность уладить данные конфликты, но внешне никак не проявлять эмоций, становясь отдаленным от близких людей, дистанцируясь всё больше и больше от семьи, уходя в свое одиночество и не пуская во внутренний мир никого. Такой малыш очень тяжело будет адаптироваться в любом детском коллективе, а потом – в социуме, частыми его спутниками будут депрессия, неуверенность в себе, страхи, пониженная самооценка. В подростковом возрасте такие дети становятся неэмоциональными и замкнутыми, и часто находят утешение в том, что запрещено – курении, выпивке, наркотиках, уходах из дома и т.д.

Бытует мнение, что на ребенка негативно влияют только те конфликты в семье, которые произошли при нем. Но психологи обращают внимание родителей на тот факт, что дети способны глубоко переживать даже скрытые конфликты между родителями, которые не выливаются во внешнюю ссору или обвинения друг друга, но надолго поселяют в семье отчужденность и холод в отношениях.

Такая «холодная война» способна исподволь разрушать психику ребенка, порождая те же самые проблемы, о которых мы говорили выше.

Исходя из вышеизложенного, вполне естественно возникает вопрос: можно ли избежать семейных конфликтов, не доводя их до хронического состояния? А если конфликт возник, какие меры следует предпринимать, чтобы нейтрализовать его психотравмирующее воздействие на членов семьи, и прежде всего на детей?

Профилактика

Семья долго не продержится только на одних чувствах. Необходимо умение наладить конструктивный диалог, вовремя пойти на компромисс. Значение имеет разграничение обязанностей и согласие партнеров с этим.

Выбор главы семьи — один из важных моментов предупреждения семейных конфликтов. Если происходит постоянная борьба за первенство, скандалы неизбежны.

 Семья – это постоянная необходимость совместно решать различные вопросы: бытовые, финансовые, рождение ребенка, отдых, ремонт.

Чем больше разногласий и несовпадений интересов и направлений движения, тем чаще и ярче конфликты.

Для сохранения мира в семье оба партнера должны быть готовы к совместной работе, не опускать руки при возникновении сложностей, стремиться помогать близкому человеку в трудной ситуации, поддерживать.

Как же решить конфликты наиболее безболезненно и выигрышно для обеих сторон?

  1. Диалог. Проблему необходимо обсудить конструктивно, спокойно, без повышенных тонов. Каждый супруг должен высказать свою точку зрения, цели, вероятные пути решения.
  2. Избегание негатива— игнорирования, резких обвинений, криков, принижения личности.
  3. Уметь меняться. Конфликты могут возникать по причине того, что у партнера есть привычки, вызывающие негативные эмоции у близкого человека. В некоторых случаях стоит пересмотреть свой образ жизни, способ действий, если так важно сохранить хорошие отношения. Умение меняться связано и с собственным развитием.
  4. Значимость супруга. Насколько важен супруг, совместная жизнь с ним? Подчеркивание значимости помогает снизить градус накаленности конфликта. Важно уметь высказать благодарность, проявить уважение, несмотря на возникновение спорной ситуации.
  5. Ссора, выяснение отношений между взрослыми не должны происходить на глазах у детей. Ребенок очень остро воспринимает конфликт между родителями, запоминает его.
  6. Уметь признавать собственные ошибки. Не каждый человек способен согласиться с тем, что был не прав. Психика, самооценка сопротивляется. Однако если вы признаете свою неправоту, это вовсе не означает потерю уважения со стороны других, наоборот, рассказывает о наличии у вас адекватного восприятия действительности.
  7. Важно найти причину раздора. К сожалению, многие ссоры возникают из ниоткуда, просто потому, что у одного из партнеров плохое настроение, склочный характер, завышенные требования, психические отклонения.
  8. Поиск поддержки у партнера. Дайте ему понять, что вам нужна его помощь, это снизит напряженность, и конфликт постепенно ослабнет.
  9. Использование чувства юмора. Тактику надо применять осторожно, чтобы юмор не перерастал в откровенную насмешку над действиями партнера.

Что делать при семейном конфликте в семье, где есть дети?

Определите проблему, пользуясь нейтральным языком, не «набрасывайтесь» друг на друга. Огульная критика и унижение друг друга не помогают.

Скажите вашему супругу/супруге, что вы от него ожидаете, что он/она должен сделать. Будьте точны. Объясните свои чувства, начиная предложения словами: «Мне хотелось бы» или «Я чувствую, что». Не пользуйтесь словами, вынуждающими обороняться, например, «Почему ты...», «Ты всегда...», «Ты никогда...».

Придерживайтесь возникшей проблемы (не говорите о прошлых). Спросите у супруга/супруги, каковы его/ее предложения по решению этой проблемы.

Старайтесь «сдерживать» язык в присутствии детей. Сдерживайте желание обзывать мужа/жену, оскорблять, если не хотите, чтобы дети потом это повторяли. Чтобы этого добиться, нужна практика – и в плохой день это иногда просто невозможно! Но попытаться стоит!

Покажите, что вы себя уважаете, поэтому в момент ссоры говорите спокойно, но уверенно.

Старайтесь не обвинять ни супруга/супругу, ни других, лучше сконцентрируйтесь на решении проблемы. Не создавайте у ребенка впечатления, что проблемы – это всегда чья-то «вина», лучше скажите: «Я тебя слышу, но я не согласна. Что нам придумать?» Такое поведение поможет ребенку понять ценность «переговоров»; кроме того, они приобретают чувство контроля над проблемами, которые надо решить. Таким образом, дети не будут чувствовать себя во власти обстоятельств.

Не угрожайте попусту, т. е. не говорите то, что вы никогда не сделаете, например, «если ты еще раз так сделаешь, я никогда в жизни не буду с тобой разговаривать» (что опять же нелегко в разгар ссоры). Поймите: все, что вы говорите, иногда воспринимается совершенно буквально, если подслушано «маленькими ушками».

Не забудьте сказать вашим детям, что конфликт, при котором они присутствовали, исчерпан. Неразрешенные конфликты могут весьма травмировать психику детей.

Подумайте дважды, прежде чем отрицать, что что-то не в порядке, если вас об этом спрашивает ребенок. Дети часто чувствуют «напряжение в воздухе», даже если им говорят, что все в порядке. Некоторые родители с самыми благими намерениями стараются «прятать» от детей все конфликты, чтобы не травмировать их. Однако это может лишить детей возможности наблюдать, как развиваются отношения, и учиться тому, что все должны участвовать в решении проблем. У многих детей чувство своей безопасности рождается из знания, что родители сумеют решить все проблемы, даже если они и не всегда согласны с этим решением.

Старайтесь, чтобы ваши объяснения были простыми. Дети могут считать себя виноватыми в том, что вы сердитесь, если истинную причину вашего гнева вы не объяснили им.

Женя сказала своему четырехлетнему ребенку: «Интересно, ты слышала, как утром мы с папой ссорились? Мы не могли решить, чья очередь идти в химчистку. Сначала мы оба говорили, что заняты, но потом все-таки договорились».

Разведенный отец считал полезным время от времени говорить своим детям: «Хотя папа с мамой больше не живут вместе, в этом совсем нет вашей вины. Мы оба вас очень любим и всегда будем рядом. Но зато, надеюсь, вы не будете больше слышать наших ссор».

Говорите своим детям, что любые чувства имеют право на существование (но добавьте, что это не означает, что любое поведение имеет такое право). Затем покажите им, что вы имеете в виду, поощряя их выразить собственные чувства. Пусть ваши дети слышат, что у вас был напряженный день. Пусть они видят, как вы успокаиваете мужа после трудного рабочего дня. Дети должны понять, что дом – это безопасное место и что плохие чувства бывают у всех.

Хотя время от времени ссоры в присутствии детей обязательно происходят, и это не очень хорошо, но, с другой стороны, такие ссоры дают детям возможность увидеть, что даже когда гнев и обида открыто проявляются, семья может решить проблемы и восстановить чувство любви.