11 класс. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
О том, какую профессию выбрать, рано или поздно задумывается практически каждый подросток. До какого-то момента вопрос «Кем стать?» принадлежит только ему, но со временем наступает период, когда подключаются родители. Выбор профессии становится общей головной болью. О том, как ее вылечить, мы и поговорим дальше в данной теме.
Типичные ошибки родителей старшеклассников в тот момент, когда наступает пора определяться с выбором будущей профессии:
1. «Сам думай, на кого поступать. Это твоя жизнь, ты и выбирай».
Эту фразу дети нередко слышат от своих родителей. Если бы вопрос касался более простых вещей, они были бы только рады такой самостоятельности. Но в ситуации выбора профессии ребенку больше нужна помощь, чем свобода.
2. «Почему бы тебе не стать...». Фраза завершается перечнем профессий, о которых мечтали отец или мать, но в силу разных причин не смогли получить. Нереализованная родительская мечта предлагается ребенку в разных вариантах: от мягкого совета до категорического утверждения. Знаю один случай (в действительности их множество), когда некая девушка, пришедшая на прием психолога, буквально рыдала: «Ну вот какой из меня может быть бухгалтер – у меня по математике самая низкая оценка в классе, да и не мое это вообще!»
3. «У нас в роду все врачи!» – гордо заявляет родитель, намекая ребенку, что «отклонения от курса» явно не одобрит. Или еще один наглядный пример из психологической практики. Девушка рассказывает психологу: «Вот у Маши папа – врач, бабушка – медик, старшая сестра учится на фармацевта, и ее силой в медицинский тянут. Это у них болезнь такая – врачами быть?»
4. «У меня нет выбора. За меня уже все решили». Подростки, которые так говорят, на профконсультации выглядят спокойно, но в этом спокойствии нет радостного устремления к своей мечте «У папиного начальника сын поступил в университет в прошлом году, у папиного зама сын поступил туда же. Папа мне сказал: «Попробуй только не поступить!» Как вы думаете, что мне остается?» Другой вариант: «Я вообще-то с физикой не дружу и математику не понимаю, но если выучусь на инженера-строителя, папа возьмет меня в свою фирму».
5. «Для меня главное – получить высшее образование!». Для примера приведу продолжение предыдущего диалога с десятиклассником:
- А по какой профессии?
- Неважно! Я хочу, как мой батя: у него два высших, а сейчас третье получает. Инженер-энергетик, инженер-газовик, а учится на нефтяника!
- А какое из образований его кормит?
- Никакое – он косметикой торгует! И я буду с батей торговать!
Высшие образование ребенка для некоторых родителей - как диплом о собственной состоятельности.
6. «Наш ходит к репетиторам по физике и математике. С этими предметами хоть что-то выбрать можно!» Или так: «Нет, мне уже нельзя менять профессию. Я с репетиторами по математике и английскому с девятого класса занимаюсь».
Выбирая профессию по такому принципу, мы рискуем идти не в помощь ребенку, а против него – его способностей, интересов, мечты.
7. «Только не...». Собственный или чужой профессиональный опыт берется за основу родительских советов по выбору профессии. Ребенок, чувствуя в себе призвание, например, к педагогической работе, сомневается, ссылаясь на мнение авторитетных для него взрослых.
Как помочь ребенку выбрать профессию
- Составить список профессий, которые нравятся и вам, и ребенку. Вносить новые варианты по мере их проявления. Чем длиннее список, тем больше поле для маневра.
- Обдумайте все имеющиеся варианты с разных позиций. Дайте возможность себе и ребенку "пожить" с выбранной профессией. Помечтать, создать картинку профессионального будущего, наполнить ее позитивными смыслами, образами.
- Составить программу самоподготовки. Посоветуйтесь с учителями-предметниками о целесообразности дополнительных занятий. С ребенком общайтесь с позиции: «Понимаю, как тебе трудно. Радуюсь тому, что ты понимаешь, как тебе это необходимо!»
- Не стоит переживать за поступление больше, чем сын или дочь. Придирки и родительские претензии снижают их веру в себя и желание учиться. Не драматизируйте неуспех и его последствия. Нет ничего непоправимого: не поступит в этом году - постарается в следующем или вообще выберет что-либо другое.
- Вдохновлять и поддерживать ребенка! В семейном кругу регулярно проводите мотивационные беседы: какую хорошую профессию он выбрал, как она ему подходит, как он для нее подходит, какое удивительное будущие его ждет, если он будет стремиться стать великим профессионалом, каких удивительных "вершин", бонусов и признания можно достичь. Пусть ваше чадо слышит, что вы радуетесь вместе с ним. Нет ничего страшнее для ребенка, чем крики: "Ты никуда не поступишь с твоими-то...! Это другие учатся, но не ты!" Неверие родных достаточно сильно подрезает крылья.
- Учить ребенка быть смелым в преодолении трудностей, стойким, уверенным в себе, всегда добиваться желаемого и не пугаться того, что ждет за поворотом. В подготовки всегда имеют место периоды, когда что-то не получается. Подскажите способы саморегуляции: переключаться на позитивные мысли и образы, отдохнуть, пообщаться с друзьями, уделить время любимой книге, хобби, сделать что-либо приятное другим.
- Бывает, детей вообще не интересует какая-либо из существующих профессий или общепринятые варианты развития своего будущего. Возможно, у ребенка совершенно иной, уникальный, кардинально отличающийся от общепризнанного взгляд на окружающую жизнь и свое место в ней. Вполне реально, если не мешать его творческому развитию (а правильнее, конечно же, сопутствовать этому, по максимуму пытаться помочь в поисках себя и своего призвания, а также стимулировать всестороннее развитие), отпрыск выберет, изобретет, соединит, откроет, применит что-то свое. Простой пример - он решит стать предпринимателем, руководителем, оратором, изобретателем, писателем, народным лидером, художником или какой-то другой творческой личностью со своим уникальным направлением, и так далее и тому подобное. Так что задача каждого любящего родителя - развивать таланты, которые у него уже есть, а не ломать их и слепо навязывать что-либо свое, что вполне возможно у него и «непойдет» или не доставит никакой радости в жизни. Мы ведь хотим, в первую очередь, видеть своих детей действительно счастливыми, а не только лишь способными обеспечить себя хлебом с маслом, правда ведь? Тем не менее, очень часто, введу своих чересчур материалистических и приземленных представлений относительно жизни, родители силой навязывают детям профессии, которые в их понимании самые выгодные, престижные или правильные. Этим, в подавляющем большинстве случаев, они делают их несчастными или далеко не удовлетворенными своей судьбой. Кроме того, нередко можно фундаментально подпортить отношения со своим чадом, особенно это актуально, когда дети все-таки выбирают что-то свое, а не рекомендуемое предками. Нужно ясно понимать, что важна не сама профессия, а правильное отношение к ней (энтузиазм, желание, интерес, талант, стремление, любовь), которое дает возможность добиться успеха даже в самой непримечательной профессии или нише, или даже в том, что, казалось бы, не имеет ничего общего с призванием и способом себя обеспечивать.
И самый главный и важный совет - любите своего ребенка и верьте в него!