Экологическая инициатива
6.3 Отчет о подготовке, организации и проведении информационных экологических мероприятий для местного населения
Цель: разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные иниициативы.
Дата выполнения задания: сентябрь 2022
Участники направления: Дворанина Кира, Лиля Яна (9 Б класс), Тимофеев Иван, Васильева Валерия, Петкевич Ульяна, Бабаян Арсен (7 Б), Саулич Ирина, Ананченко Ярослав, Карман Евгений (7 В).
Руководитель: Тимофеева Наталья Борисовна, учитель биологии; Вакуленко Ольга Петровна, учитель – дефектолог; Никифорович Елена Чеславовна, учитель информатики.
Результат:
- разработан проект по обучению детей с ОПФР основам энергосбережения;
- проект представлен на областном туре республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси» в номинации «Экология», районном объединении руководителей учреждений общего среднего образования и межрайонном методическом объединении учителей – дефектологов;
О проекте «ОБУЧАЕМ! ИГРАЕМ! СБЕРЕГАЕМ!»
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 №82), Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 – 2025 и Кодексе Республики Беларусь об образовании выдвинуто стратегически важное социальное требование – формирование экологической культуры личности. Несомненно, главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Конечно же, данную работу следует начинать с малых лет, а в учреждении общего образования – с начальной школы.
Мировой опыт показывает, что весьма эффективным способом передачи информации являются программы, основанные на принципе «равный обучает равного». Суть данного принципа заключается в том, что специально подготовленные молодые люди передают достоверную информацию по той или иной проблеме своим сверстникам.
Мы, учащиеся 10 класса, члены школьного самоуправления решили воплотить этот принцип в жизнь.
Этапы реализации проекта:
1. Изучение литературы и интернет – источников по проблеме энергосбережения и рационального использования природных ресурсов.
2. Проведение консультации с учителями – дефектологами, классными руководителями об особенностях работы с учащимися с ОПФР.
3. Анализ содержания учебных программ
4. Разработка дидактических игр, упражнений и познавательного материала по энергосбережению для учащихся начальной школы.
5. Апробация дидактического материала на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях.
Предлагаемые материалы помогут учащимся с ОПФР совершить увлекательное путешествие в мир энергосбережения. Играя, отвечая на вопросы, решая ребусы, головоломки, сопоставляя, анализируя, можно многое узнать об энергосбережении, научиться экономить электроэнергию и другие природные ресурсы и заботливее относиться к окружающей среде.
Учебный материал, разработанный в ходе реализации проекта, можно разделить на 3 блока:
- 1 блок. Дидактические игры. Например: «Раздели на группы», «Четвертый лишний», «5+», «Оцени поступок», «Найди соответствие» и др. позволяют не только расширить и обобщить знания учащихся о способах экономии и бережливости, а также способствуют развитию внимания, словесно – логического мышления, речи учащихся.
- 2 блок. Упражнения на развитие мелкой моторики. Блок включает в себя игру – шнуровку «Поменяй», по правилам которой необходимо с помощью шнуровки прикрепить изображение светодиодной лампы на место лампы накаливания, текстильную сумку вместо полиэтиленового пакета, а пластиковую бутылку поменять на стеклянную. В этом разделе есть подборка тематических раскрасок «Соедини по цифрам», «Обведи по точкам».
Дидактические игры, упражнения на развитие мелкой моторики оформлены в виде сборника и переданы методическому объединению учителей начальных классов.
- 3 блок. Познавательные материалы. Наша команда разработала настольную игру «Энергосбережение» для учеников начальной школы, игру-квиз «Береги энергию».
В ходе совместной работы ребята сочинили увлекательные истории и сказки об экономии и бережливости, пьесу об энергосбережении для кукольного театра на белорусском языке.
Материалы мы оформили в виде детских книжек и передали воспитателям группы продленного дня для использования в работе.
Мы апробировали наши разработки, проведя уроки, коррекционные занятия и воспитательные мероприятия в классах интегрированного обучения и воспитания. Игры и упражнения помогли учащимся с ОПФР и их одноклассникам совершить увлекательное путешествие в мир энергосбережения.
Представленный материал поможет педагогам в организации и проведении учебных занятий и внеклассных мероприятий по учебному предмету «Человек и мир», классных и информационных часов, воспитательных мероприятий в группе продленного дня, коррекционных занятий с детьми с ОПФР.
Данный проект был представлены на районном и областном турах республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси». А также на межрайонном методическом объединении учителей – дефектологов, районном методическом объединении директоров школ.