Современные дети с пелёнок знают, что такое компьютер, а к году уже орудуют мышкой и нажимают на кнопки клавиатуры. Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны, сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.
Причины и виды зависимости
Компьютерная зависимость у детей – это, прежде всего, уход от реальности, поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир – недостаток чего-то в реальности. Детям может не хватать внимания и участия со стороны родителей, уверенности в себе, признания в компании сверстников. В итоге ребёнок пытается удовлетворить свои реальные потребности не в реальном, а в виртуальном мире.
Зависимость может быть двух видов:
- Игровая зависимость (кибераддикция)– зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоёвывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх как такового персонажа нет, но суть игры – в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость не ролевая.
- Сетевая зависимость (сетеголизм). Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна – человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки – это варианты сетевой зависимости. Даже безобидный интернет-сёрфинг – это вид сетевой зависимости, ведь человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно не нужной информации, переходя со ссылки на ссылку.
Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости
Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребёнок познакомился с компьютером, тем более вероятно, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребёнка можно по следующим признакам.
- Ребёнок не может использовать компьютер в рамках установленных границ.Даже если есть предварительная договорённость, он не может вовремя оторваться от компьютера, а попытки навести порядок и отстранить его от компьютера заканчиваются истерикой.
- Ребёнок не выполняет порученные ему домашние дела.Обычно у детей всегда есть обязанности по дому: помыть посуду, прибрать свои вещи, погулять с собакой. Зависимый ребёнок не может планировать своё время и пропускает домашнюю работу, засиживаясь за компьютером.
- Побыть за компьютером становится более предпочтительным занятием, нежели пообщаться с близкими или друзьями.Даже семейные праздники и походы в гости не становятся исключением.
- Даже естественные нужды не могут заставить ребёнка отвлечься от сети, поэтому он не расстаётся с телефоном/планшетом ни за едой, ни в ванне.
- Ребёнок постоянно находится в поиске устройств, с которых можно выйти в сеть или поиграть.Если забрать у него планшет или компьютер – он тут же возьмёт в руки телефон.
- Ребёнок общается преимущественно в сети, постоянно заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире.Даже с реальными знакомыми (одноклассниками, друзьями) ребёнок предпочитает общаться в интернете.
- Ребёнок пренебрегает учёбой:не выполняет домашние задания, становится рассеянным, неряшливым, снижается успеваемость.
- Лишение компьютера вызывает «ломку»:ребёнок становится агрессивным, раздражительным.
- В отсутствие компьютера ребёнок не знает, чем себя занять, его ничем невозможно заинтересовать.
- Ребёнок не посвящает вас в то, чем он занимается в сети.Любые расспросы вызывают негативную реакцию.
Вред от компьютера
Постоянное нахождение и взрослых, и детей за компьютером стало уже привычной картиной, именно поэтому родители рискуют недооценить опасность зависимости от игр или интернета. В действительности же зависимость от компьютера несёт негативные последствия и для организма, и для психики. Причём когда речь идёт о детях, эти последствия более глубокие и трудноустранимые, ведь организм и психика подрастающего человечка ещё формируются.
- Электромагнитное излучение.Как любой электроприбор, компьютер, планшет или ноутбук излучает электромагнитные волны. Постоянно воздействуя на детский организм, это излучение запускает в нём патологические процессы, которые могут привести к гормональным сбоям, аутоиммунным заболеваниям, нарушениям в работе нервной системы и даже к онкологическим заболеваниям;
- Психическое перенапряжение.При постоянном нахождении за компьютером на ребёнка обрушивается такой поток самой разной информации, что его мозг не способен всё это воспринять и переработать. Это создаёт чрезмерную нагрузку на нервную систему и приводит к психическому перенапряжению, дети становятся импульсивными, раздражительными, проявляют агрессию;
- Гиподинамия и её последствия.Малоподвижный образ жизни, который ведут все зависимые от компьютера дети, отражается на всём организме. У ребёнка снижается иммунитет, повышается утомляемость, нарушается сон. Очень часто возникают головные боли, головокружение. Появляются проблемы с позвоночником – сутулость, остеохондроз. От постоянного нахождения кисти руки на мышке развивается туннельный синдром, проявляющийся в болях при движении пальцами и запястьем;
- Ухудшение зрения.Даже современный и хорошо настроенный монитор негативно влияет на зрение. Зрение начинает снижаться уже через полгода постоянного сидения за компьютером. Кроме снижения остроты зрения, возникает синдром «сухого глаза», проявляющийся болью в глазах, ощущением попавшего в глаза песка, постоянным зудом в глазах;
- Перенапряжение шейного отдела позвоночника и его последствия.От долгого нахождения в сидячем положении, особенно если высота стола и стула отрегулированы не правильно, страдают сосуды головного мозга. Они пережимаются, и это ведёт к плохому кровоснабжению, а оно в свою очередь – к мигреням, кислородному голоданию, рассеянности. Иногда возникает церебральная форма вегето-сосудистой дистонии, проявляющаяся в постоянных головных болях, полуобморочных состояниях;
- Моральный вред.Даже несмотря на существование программ для родительского контроля над поведением ребёнка за компьютером, полностью отфильтровать информацию невозможно. С экрана компьютера на детей обрушиваются сцены жестокости, насилия, агрессивного поведения, нецензурные выражения, порнография. Этот поток нежелательной информации подрывает нормальные моральные устои и ценности, дети просто перестают различать, что хорошо, а что плохо в этом мире;
- Сужение кругозора и низкая эрудированность.Дети, зависимые от компьютера, имеют очень узкий круг интересов: игры, чаты, соцсети, форумы. Чтение книг и хобби выпадают из жизни ребёнка, что очень сказывается на его развитии. Кроме того, снижается грамотность и ухудшается умение формулировать и выражать свои мысли, ведь общение в сети происходит в виде коротких сообщений, зачастую на сленге и без соблюдения норм орфографии и пунктуации;
- Снижение потребности в общении и коммуникативных способностей.Виртуальный мир вытесняет естественную потребность в общении с людьми, ребёнок становится более замкнутым, он не находит тем для разговоров в реальной жизни, не может поддержать диалог, не умеет договариваться и с помощью слов решать самые рядовые вопросы повседневной жизни.
Актуальные справочно-информационные материалы по повышению цифровой грамотности и правовой культуры
Профилактическая акция «Декада кибербезопасности»
Киберпреступность: компьютерная безопасность и цифровая грамотность
Видеоролик "СВАТТИНГ: сообщение об опасности - ложное, путевка в ИК - реальная"
Интернет-безопасность для учащихся
Игровая зависимость подростков: сущность проблемы и пути ее преодоления (опубликовано: Елисееева, Т. П. Игровая зависимость подростков: сущность проблемы и пути ее преодоления / Т. П. Елисеева // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2015. – № 10. – С. 46–49)
10 признаков зависимости детей от компьютерных игр и интернета: вред от компьютера
Дети в Интернете. Десять советов детской безопасности
В настоящее время информационная сфера приобретает ключевое значение для общества, государства и оказывает значительное влияние на происходящие экономические, политические и социальные процессы в стране, в связи с чем, именно ей необходимо уделить повышенное внимание и направить усилия на профилактику совершения новых преступлений и правонарушений.
Банковские платежные карты, мобильные телефоны, компьютеры, программы и сервисы - все это делает нашу жизнь более комфортной, но незащищенной от мошенников. День за днем появляются новые разновидности мошенничества в этой сфере, а значит от пользователей всемирной паутины требуются определенные навыки и знания, чтобы не дать себя обмануть.
Кибермошенники обманывают клиентов при продаже различных товаров и услуг, создают поддельные интернет-магазины, похищают персональные данные.
Мошенничество широко распространено в социальных сетях и на бесплатных сайтах для частных объявлений о продажах.
Фиксируются случаи создания поддельных сайтов банковских учреждений Республики Беларусь и платежных систем, которые похищают денежные средства со счетов платежных карт граждан. Злоумышленники предлагают ввести конфиденциальную информацию: номер карты, дату истечения срока действия, имя владельца, а также PIN-код и код CVV, указанные на обратной стороне карты. Также пытаются завладеть идентификационным номером паспорта гражданина и сеансовым паролем. Полученные сведения открывают возможность получения доступа к системе «Интернет-банкинг» межбанковской системы идентификации.
Совершение дистанционных краж в большинстве случаев осуществляется кибермошенниками на условиях полной анонимности данных. Специальные программы позволяют им скрывать свое истинное лицо и местоположение, а номера мобильных телефонов и банковские карты предусмотрительно зарегистрированы на других лиц.
Мошенники рассылают ссылки на «фишинговые» (поддельные) сайты социальных сетей, где пользователи собственноручно вводят «логин» и пароль, либо передают свои уникальные коды, хранящиеся в браузере, передающиеся пользователю при успешной авторизации на сайте.
Поддаться соблазну и перейти по ссылке граждан подталкивают различные заманчивые предложения: получение бесплатного приза, участие в розыгрыше дорогостоящего устройства или голосовании.
Под благовидным предлогом оказания помощи в получении кредитов, граждане передают данные для доступов в системе «Интернет-банкинг», фотографии с изображением страниц паспорта, SMS-сообщения, получаемые на свой мобильный телефон. При этом даже не осознают последствия таких действий и позволяют кибермошенникам совершать хищения.
В 2020 году наблюдается рост мошенничеств и вымогательств с использованием возможностей сети интернет. При этом происходит увеличение количества регистрируемых преступлений, совершаемых с использованием глобальной сети интернет, и одновременное снижение количества этих преступлений, осуществляемых в результате непосредственного физического контакта преступника с потерпевшим. Можно сказать о том, что преступность переходит из реальной сферы в сферу высоких технологий.
К сожалению данные преступления совершают не только взрослые, но и несовершеннолетние. Специалистами социально-педагогического центра координируется деятельность учреждений образования по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних, сопровождению подростков, нарушивших закон, в том числе и в сфере информационных технологий.
Так, на начало 2021 года на территории Глубокского района организована работа с 3 несовершеннолетними, совершившими преступления по ст.212 УК Республики Беларусь («Хищение путем использования компьютерной техники»). Из них 1 несовершеннолетний не достиг возраста уголовной ответственности, является учащимся учреждения общего среднего образования, 2 – обучаются в УО «Глубокский госпрофлицей». Проведены разъяснительные беседы с родителями, составлены программы индивидуальной профилактической работы.
Какие преступления совершают подростки? Вариантов много. Однако самый популярный у белорусских подростков – махинации с банковскими картами. Нашел на улице пластиковую карточку и расплатился за свои покупки. Или запомнил данные чужой карты, а потом начал вводить их вместо своих.
Удивительно, но многие дети искренне не понимают, что совершили преступление: операции с картами не ассоциируются у них с настоящим воровством. То же самое подростки говорят и о других своих интернет-махинациях. Если школьник взламывает какой-то сайт, чтобы развлечь друзей, он даже не думает о том, что несет уголовную ответственность.
Будьте бдительны сами, и обучите навыкам безопасного поведения детей. Не дайте себя обмануть.
Педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр Глубокского района» М.В.Кириллова
XI класс
Дата |
Начало экзамена |
Предмет |
Форма проведения экзамена |
Кабинет |
1 июня |
9.00 |
русский язык |
в письменной форме (изложение) |
308 |
1 июня |
9.00 |
белорусский язык |
в письменной форме (изложение) |
309 |
3 июня |
9.00 |
математика |
в письменной форме |
308 |
5 июня |
9.00 |
немецкий язык |
в устной форме |
310 |
английский язык |
в устной форме |
306 |
||
французский язык |
в устной форме |
308 |
||
8 июня |
9.00 |
история Беларуси |
в устной форме |
308 |
Состав экзаменационных комиссий для приема выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания
на III ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году
Дата |
Класс |
Учебный предмет |
Состав экзаменационной комиссии |
Должность |
Специальность |
Квалификационная категория |
||
|
Ф.И.О. |
|||||||
1 июня |
XI |
русский язык |
председатель |
Тимофеева Н.Б. |
заместитель директора по учебной работе |
биология |
высшая |
|
члены комиссии: |
Холодилова С.А. |
учитель |
русский язык и литература |
вторая |
||||
Михмель Т.В. |
учитель |
русский язык и литература |
первая |
|||||
Акснович Е.Р |
учитель |
русский язык и литература |
первая |
|||||
1 июня |
XI |
белорусский язык |
председатель |
Саулич И.Л. |
директор |
белорусский язык и литература |
высшая |
|
члены комиссии: |
Гридюшко Н.А. |
учитель |
белорусский язык и литература |
первая |
||||
Лукашевич Н.В. |
учитель |
белорусский язык и литература |
первая |
|||||
Мисюля Н.Э. |
учитель |
белорусский язык и литература |
высшая |
|||||
3 июня |
XI |
математика |
председатель |
Тимофеева Н.Б. |
заместитель директора по учебной работе |
биология |
высшая |
|
члены комиссии: |
Селедцова В.Н. |
учитель |
математика |
высшая |
||||
Гирстун О.А. |
учитель |
математика |
первая |
|||||
Мойсеенок С.П. |
учитель |
математика |
первая |
|||||
5 июня |
XI |
английский язык |
председатель |
Колбасич М.В. |
заместитель директора по учебной работе |
история, география |
высшая |
|
члены комиссии: |
Грицкевич Е.А. |
учитель |
английский язык |
первая |
||||
Процукович О.А. |
учитель |
английский язык |
первая |
|||||
Плескачевская М.Н. |
учитель |
английский язык |
без категории |
|||||
5 июня |
XI |
немецкий язык |
председатель |
Тимофеева Н.Б. |
заместитель директора по учебной работе |
биология |
высшая |
|
члены комиссии: |
Руцкая Т.Е. |
учитель |
немецкий язык |
первая |
||||
Глембоцкая О.Р. |
учитель |
немецкий язык |
первая |
|||||
Гаврильчик Н.К. |
учитель |
немецкий язык |
первая |
|||||
5 июня |
XI |
французский язык |
председатель |
Саулич И.Л. |
директор |
белорусский язык и литература |
высшая |
|
члены комиссии: |
Мяделец А.А. |
учитель |
французский язык |
вторая |
||||
Набаровская Ю.В. |
учитель |
французский язык |
первая |
|||||
Пахилко И.Н. |
учитель |
французский язык |
первая |
|||||
8 июня |
XI |
история Беларуси |
председатель |
Саулич И.Л. |
директор |
белорусский язык и литература |
высшая |
|
члены комиссии: |
Рабизо Н.А. |
учитель |
история |
высшая |
||||
Руцкая Т.Е. |
учитель |
история |
первая |
|||||
Смирнова Н.К. |
учитель |
история |
первая |
IX «А» класс
Дата |
Начало экзамена |
Предмет |
Форма проведения экзамена |
Кабинет |
2 июня |
9.00 |
математика |
в письменной форме |
310 |
4 июня |
9.00 |
белорусский язык |
в письменной форме (диктант) |
310 |
8 июня |
9.00 |
русский язык |
в письменной форме (диктант) |
310 |
IX «Б» класс
Дата |
Начало экзамена |
Предмет |
Форма проведения экзамена |
Кабинет |
2 июня |
9.00 |
белорусский язык |
в письменной форме (диктант) |
309 |
4 июня |
9.00 |
русский язык |
в письменной форме (диктант) |
309 |
8 июня |
9.00 |
математика |
в письменной форме |
309 |
Состав экзаменационных комиссий для приема выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году
Дата |
Класс |
Учебный предмет |
Состав экзаменационной комиссии |
Должность |
Специальность |
Квалифика-ционная категория |
|
|
Ф.И.О. |
||||||
2 июня |
IX «А» |
математика |
председатель |
Саулич И.Л |
директор |
белорусский язык и литература |
высшая |
члены комиссии: |
Крикун А.В |
учитель |
математика |
высшая |
|||
Мойсеенок С.П. |
учитель |
математика |
первая |
||||
2 июня |
IX «Б» |
белорусский язык |
председатель |
Колбасич М.В. |
заместитель директора по учебной работе |
история, география |
высшая |
члены комиссии: |
Мисюля Н.Э. |
учитель |
белорусский язык и литература |
высшая |
|||
Юргель Ю.М. |
учитель |
белорусский язык и литература |
первая |
||||
4 июня |
IX «А» |
белорусский язык |
председатель |
Саулич И.Л |
директор |
белорусский язык и литература |
высшая |
члены комиссии: |
Юргель Ю.М. |
учитель |
белорусский язык и литература |
первая |
|||
Мисюля Н.Э. |
учитель |
белорусский язык и литература |
высшая |
||||
4 июня |
IX «Б» |
русский язык |
председатель |
Тимофеева Н.Б. |
заместитель директора по учебной работе |
биология |
высшая |
члены комиссии: |
Михмель Т.В. |
учитель |
русский язык и литература |
первая |
|||
Акснович Е.Р. |
учитель |
русский язык и литература |
первая |
||||
8 июня |
IX «А» |
русский язык |
председатель |
Тимофеева Н.Б. |
заместитель директора по учебной работе |
биология |
высшая |
члены комиссии |
Михмель Т.В. |
учитель |
русский язык и литература |
первая |
|||
Акснович Е.Р. |
учитель |
русский язык и литература |
первая |
||||
8 июня |
IX «Б» |
математика |
председатель |
Колбасич М.В. |
заместитель директора по учебной работе |
история, география |
высшая |
члены комиссии: |
Крикун А.В |
учитель |
математика |
высшая |
|||
Селедцова В.Н. |
учитель |
математика |
высшая |
1.1 Отчёт об изучении видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории Государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г.Глубокое имени П.О.Сухого»
Цель: изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории Государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г.Глубокое имени П.О.Сухого»
Дата выполнения этапа: май 2023
Команда: Саулич Алеся, Тимофеев Иван – учащиеся 7 «Б» класса; Альхименок Александра, Гайдук София – учащиеся 5 «В» класса
Руководитель: Тимофеева Наталья Борисовна, учитель биологии
Результат:
- создана картсхема пришкольной территории;
- изучено видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории;
- определено 16 видов дикорастущих травянистых растений;
- обозначено местонахождение травянистых растений на картсхеме;
- отчёт размещён на сайте учреждения образования.
Картосхема территории
Условные обозначения
Разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории
![]() |
![]() |
Фиалка полевая Однолетнее, двулетнее или многолетнее травянистое растение. Стебли прямостоячие или приподнимающиеся высотой 5 – 20 см. Листья очерёдные, простые. Цветки одиночные. Цветёт с конца весны до осени. Произрастает по сорным местам, вдоль дорог, на вырубках, полях, огородах, в посевах. Лекарственное растение. |
Хвощ полевой Многолетнее травянистое споровое растение. Растение с длинными корневищами. Спороносные побеги бурые, неветвистые. Летние побеги зеленые с мутовчато расположенными ветвями. Растет на пашнях, лугах и в лесах. Лекарственное растение. |
![]() |
![]() |
Крапива двудомная Многолетнее растение, 60-150 см в высоту, покрыто жгучими волосками. Листья супротивные, простые, цельные. Растение двудомное. Цветет в июле – октябре. Растёт у жилищ и заборов, вдоль дорог, на пустырях и заброшенных землях, на лесных вырубках. Лекарственное растение. |
Сныть обыкновенная Многолетнее травянистое растение. Стебель слабоветвистый. Листья тройчатые. Цветки белые. Соцветие – сложный зонтик. Цветет в июне – июле. Растёт в лиственных и смешанных лесах, на вырубках. Трудно выводимый огородный сорняк. Молодые черешки и листья употребляют в пищу. |
![]() |
![]() |
Очиток едкий Небольшое многолетнее растение с тонким корневищем и многочисленными приподнимающимися стеблями, покрытыми мелкими толстыми листьями. Растёт по сухим местам на песчаной почве, сухих полянах, опушках, пустырях, насыпях, обнажениях известняка, каменистых склонах. Сок растения ядовит. |
Звездчатка средняя Вид растений рода Звездчатка. Известно также под названием мокрица. Считается однолетним растением, но цветёт в продолжение всего тёплого времени до глубокой осени Растёт близ жилья, на огородах, сорных местах, иногда по сырым лесным дорогам и полянам. |
![]() |
![]() |
Клевер ползучий Многолетнее травянистое растение. Корень стержневой. Стебель ползучий, стелющийся, ветвистый. Листья трёхраздельные. Цветки белые. Соцветие – головка. Цветет в мае – сентябре. Растёт по полям и лугам, берегам водоёмов и обочинам дорог, на пастбищах и возле жилья. |
Щавель конский Многолетнее травянистое растение. Корневище короткое. Стебли прямостоячие, высотой до 90—150 см. Листья очерёдные, розеточные, черешковые. На вкус листья не кислые. Цветки мелкие, собраны в соцветие. Встречается на лесных полянах и опушках, по обочинам дорог, на полях и огородах. Лекарственное растение. |
![]() |
![]() |
Щавель туполистный Многолетнее растение с мощным корнем и бороздчатым стеблем высотой до 1 м. Прикорневые продолговато-яйцевидной формы, концы листьев тупые или слабозаострённые. Листья на стеблях овально-ланцетной формы. Соцветие метельчатое. Цветет в июне – августе. Произрастает по лугам, опушкам леса, лесным полянам. Все части растения имеют кисловатый вкус. |
Мать и мачеха обыкновенная Многолетнее травянистое растение с ползучим корневищем, прямостоячим цветоносным стеблем. Цветки желтые собраны в соцветие – корзинка. Цветет в апреле – мае. Обычно встречается на берегах водоёмов, на склонах оврагов и оползней, нередко на участках, подвергшихся антропогенному воздействию — полях, пустырях, свалках. Лекарственное растение. |
![]() |
![]() |
Пырей ползучий Многолетний злак с ползучим корневищем. Листья линейные, длиной 15-40 см. Соцветие колос. Цветет в июне - августе. Злостный сорняк. |
Чистотел большой Стебель высотой 50—100 см, на изломе выделяющий млечный сок, который на воздухе окрашивается в оранжево-красный цвет. Прикорневые листья черешковые, верхние листья сидячие. Цветки золотисто-жёлтые, собраны в простой зонтик. Растение ядовито. |
![]() |
![]() |
Тысячелистник обыкновенный Многолетнее травянистое растение, 15-60 см в высоту,с корневищем. Стебель прямостоячий. Листья рассеченные, линейно-ланцетные. Цветет в мае – октябре. Цветки мелкие белые или розовые, собраны в корзинки, которые образуют общее щитковидное соцветие. Растёт в на лугах, на опушках, вдоль дорог, по оврагам, на полях. Используется как лекарственное, декоративное и медоносное растение. |
Одуванчик лекарственный Многолетнее растение, 5-50 см в высоту, с безлистными цветоносами. Листья собраны в прикоревую розетку. Цветки собраны в корзинку. Цвтете в апреле – сентябре. Растёт на лугах, полянах, около дорог, на выгонах и у жилья, часто как сорняк в полях, садах, огородах и парках. Лекарственное растение. |
![]() |
![]() |
Гравилат речной Многолетнее растение, 25-60 см в высоту. Прикорневые листья – крупные, стеблевые – тройчатые. Цветки одиночные, пониклые. Цветет в мае – июне. Растёт на влажных почвах, в лиственных лесах, по берегам рек, на лугах, по зарослям кустарников. Лекарственное растение. |
Пижма обыкновенная Многолетнее растение с корневищем и прямостоячим ребристым стеблем, 60-120 см в высоту. Листья рассеченные. Соцветия — мелкие корзинки трубчатых цветков, собранные в щитковидные соцветия. Растёт по дорогам, полям, в лесах. Засоряет луга, пастбища, сады, огороды. Лекарствененое растение. |
Для своевременного информирования обо всех видах опасности и о распоряжениях по проведению защитных мероприятий в Беларуси создана система оповещения, действующая на республиканском, территориальном, местном и объектовом уровнях. Сигналы оповещения о ЧС передаются посредством сообщений по узлам радиовещания и телевидению, проводной связи, SMS-сообщений на сотовые телефоны. Включаются также сирены, используются сигналы транспортных средств и уличные громкоговорители.
В первую очередь для привлечения внимания людей подается предупредительный сигнал «Внимание всем!». Узнать его можно по звуку электросирен и других сигнальных средств продолжительностью 3 минуты. Если Вы услышали подобное дома, нужно сразу же включать радиоприемники или телевизоры. В это время передают экстренное сообщение, в котором говорится о произошедшей чрезвычайной ситуации, и даются все необходимые рекомендации для последующих действий.
Если же Вы находитесь на работе, отключите оборудование. Приведите в готовность расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания, включите радио или телевизор. Расскажите о полученном сигнале остальным и приготовьтесь к прослушиванию речевой информации. Дальнейшее поведение должно определяться непосредственно этими указаниями.
На химически опасных объектах имеются свои локальные системы оповещения, которые должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации. С помощью данной системы об опасности информируется не только руководитель и персонал объекта, но и население, попадающее в зону возможного поражения.
Каждый должен знать – главная опасность кроется в ваших поспешных действиях. В случае возникновения угрозы, прежде всего, сохраняйте спокойствие, не допускайте паники, четко оценивайте обстановку и строго следуйте всем рекомендациям – тогда выход из сложившейся ситуации вы найдете гораздо быстрее!