Жестокое обращение с ребёнком является прямым нарушением законов Конвенции ООН о правах ребёнка и Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка». Кроме того, насилие над детьми – уголовно наказуемое деяние.
Основные виды жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.
2. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
3. Эмоциональное насилие – длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у него патологических черт характера или нарушению психического развития.
4. Пренебрежение нуждами ребенка – неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т.д.
5.Коммерческая сексуальная эксплуатация детей – это сексуальное насилие или эксплуатация взрослым человеком ребёнка и оплата за это деньгами или третьему лицу.
Торговля детьми (траффикинг) – любой акт или сделка, по средствам которых ребёнок передаётся любым лицом или группе лиц за вознаграждение.
Физическое насилие над ребенком
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Физическим насилием называется нанесение телесных повреждений, травм ребенку. Это может быть, как результатом преднамеренной попытки причинить вред ребенку, так и непроизвольным последствием безудержного гнева.
Многие родители и опекуны, применяющие физическое насилие в отношении детей, настаивают, что их действия являются лишь формой дисциплины, что они таким способом воспитывают ребенка. Однако есть четкая граница между использованием физического наказания ради дисциплины и физическим насилием над ребенком: воспитание ребенка, развитие у него социальных навыков не должно сопровождаться хроническим страхом.
Различия между физическим насилием и дисциплиной
Физическое насилие, в отличие от строгой дисциплины, содержит следующие элементы:
Непредсказуемость.
Ребенок никогда не знает, что в его поведении спровоцирует физическое наказание и гнев родителя. В семье нет четких границ или правил. Ребенок вынужден постоянно пребывать в страхе, поскольку не уверен, что следующее его действие не спровоцирует родителя на побои.
А если в семье существует согласованная с ребенком система поощрений и наказаний (исключающая физическое насилие) за те или иные поступки, то поведение ребенка становится более осознанным и социализированным.
Для соблюдения дисциплины нельзя обойтись без запретов и ограничений, но в разумных пределах. Устанавливать запреты нужно так, чтобы ребенок четко знал, чего именно делать нельзя и что можно вместо запрещенного действия.
Использование страха, как регулятора поведения.
Родители, которые используют неадекватно строгую дисциплину, физическое насилие, считают, что их дети должны бояться их. Они целенаправленно держат ребенка в страхе, чтобы он «не распоясался», и часто применяют для этого побои. Однако на самом деле они учат ребенка лишь тому, как избегать ударов и побоев, а вовсе не тому, как правильно следует себя вести, или в какую сторону следует развиваться их личности.
Сообщение ребенка или очевидцев о факте жестокого обращения
Сообщения о фактах жестокого обращения могут поступать по телефону или из личных обращений граждан и самих детей, а также от специалистов, работающих с несовершеннолетними. Если сообщение поступает от самого потерпевшего ребенка, необходимо предпринять срочные действия по проверке его достоверности. Иногда ребенок может наговаривать на взрослых, либо преувеличивать степень насилия, это связано с переживаемой им обидой, желанием мести родителям. Так же достоверны сообщения очевидцев насилия или наблюдаемые симптомы его последствий.
Признаки физического насилия.
Как правило, ребенок и его родители не заявляют о существующих фактах физического насилия. Это может быть связано с рядом причин – страхом наказания, непониманием серьезности происходящего, использование традиционных для семьи родителя методов воспитания, недоверием к специалистам и т.д. В таких случаях выявить ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, можно благодаря физическим, эмоциональным и поведенческим признакам у ребенка и особенностям поведения родителя.
Внешними признаками, позволяющими заподозрить физическое насилие над ребенком, являются:
последствия жестокого обращения, нанесения ребенку физических повреждений: раны, переломы костей и кровоподтеки, ожоги (следы от теплового воздействия), от горячей воды, горящих сигарет и т. п., следы сдавления и признаки обморожения.
Характер повреждений, свидетельствующий о жестоком обращении, нельзя объяснить естественными причинам (последствия падений, детских драк и т.д.).
Признаки жестокого обращения с детьми чаще всего можно увидеть на лице, ягодицах, а также на средней части спины, у старших детей — также на разгибательных сторонах предплечий, которыми они прикрывают голову от ударов.
К особенностям поведения и эмоционального реагирования у детей дошкольного возраста, подвергшихся физическому насилию, относятся:
− пассивность, смирение с происходящим;
− чрезмерную уступчивость, заискивающее поведение;
− агрессивность;
− жестокость по отношению к животным;
− лживость и воровство.
Детям младшего школьного возраста присуще:
− стремление скрыть причину имеющихся у них травм;
− нежелание возвращаться домой после школы;
− замкнутость, отсутствие друзей;
− плохая школьная успеваемость, при наличии неплохих интеллектуальных возможностей;
- затрудненная концентрация внимания;
− агрессивность;
− воровство;
− уходы из дома.
Подросткам характерно:
− уходы из дома, бродяжничество;
− употребление алкоголя или наркотиков;
− депрессивные состояния;
- аутоагрессивное поведение
Приведенные по возрастам симптомы могут проявляться на более ранних или поздних возрастных этапах.
При беседе с родителями, сборе информации необходимо также обратить внимание на следующие факты:
− неоднократность обращения родителей или лиц их замещающих за медицинской помощью в связи с получением ребенком телесных повреждений (значимость этого признака ограничивается тем, что родители могут обращаться в разные медицинские учреждения);
− несоответствие характера повреждений рассказу родителей об обстоятельствах получения травмы (например, двухлетний ребенок вряд ли может сломать ногу, упав с дерева, поскольку не способен на него забраться);
− выявление у ребенка признаков других форм жестокого обращения,
например, сексуального насилия или пренебрежения его основными потребностями;
− немотивированное промедление или отказ родителей с обращением за помощью, особенно в тех случаях, когда тяжесть повреждений требовала экстренного медицинского вмешательства;
− неадекватное поведение родителей, стремление преуменьшить тяжесть повреждений, имеющихся у ребенка;
- перенос вины за травму ребенка на других лиц, либо обвинение самого ребенка в нанесении травмы;
− наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать агрессию со стороны родителей (постоянный плач по ночам у грудных детей, плохой аппетит у детей раненого возраста, назойливость, приставание к взрослым у дошкольников, воровство или уходы из дома у подростков);
− предъявление родителями к ребенку требований, которые не соответствуют его физическим или интеллектуальным возможностям, либо уровню развития (например, капризы маленького ребенка рассматриваются родителями как сознательное стремление досадить им);
- неоднократно наблюдаемое агрессивное поведение родителя.
Каждый из указанных выше признаков, взятый по отдельности, не позволяет с достаточно высокой вероятностью предполагать насильственный
характер полученной ребенком травмы. Однако совокупность из нескольких признаков дает все основания предположить физическое насилие.
К сожалению, далеко не всегда у специалистов имеется возможность осмотра ребенка для выявления у него телесных повреждений и оценки их характера. Значительно чаще выявить детей, подвергшихся физическому насилию, позволяют имеющиеся у них психологические и поведенческие нарушения.
Сексуальное насилие над ребенком
Сексуальное насилие над ребёнком – это вовлечение ребёнка в сексуальный контакт со взрослым в любой форме, в том числе сексуально окрашенные прикосновения. Даже при отсутствии сексуального контакта насилием считаются любые сексуализированные действия (прикосновения, разглядывания, вербальное взаимодействие). К сексуальному насилию относится также использование детей в порнографии и проституции. Если в отношении взрослых сексуальные взаимоотношения по обоюдному согласию не могут рассматриваться как насилие, то ситуация в отношении детей иная. Нередко дети не демонстрируют сопротивления насильственным действиям. Это может быть связано с разными причинами. Так, ребёнок может просто не знать, что то, что происходит – ненормально. Обычно дети воспринимают всё, что делают взрослые, как нормальное явление. И даже если действия взрослого могут не нравиться ребёнку или пугать его, то с большой вероятностью он не будет открыто протестовать. Также ребёнок может бояться открыто противостоять взрослому по разным причинам. Например, можно назвать такие причины, как страх, неумение отказать взрослому. В любых отношениях ребёнок-взрослый ответственность за содержание и последствие этих отношений несёт взрослый.
Статистика свидетельствует, что чаще всего дети подвергаются насилию дома в семье — родными и близкими. Нередко — в течение продолжительного времени, и об этом даже никто не догадывается. Все это осложняет травму, подавляет развитие детской психики на долгие годы.
К телесным признакам сексуального насилия над детьми относятся оральные, вагинальные и анальные симптомы, в зависимости от того, каким образом осуществлялся сексуальный акт. К оральным симптомам относятся: экземы, дерматит, герпес, отказ от еды либо наоборот – булимия. К анальным симптомам относят повреждения в прямой кишке, покраснения ануса, варикозные изменения, запоры, ослабление сфинктера. Вагинальными симптомами считаются нарушения девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения в генитальной области, сопутствующие инфекции. Кроме того, симптомами сексуального насилия над ребенком являются порванное, запачканное, окровавленное нижнее белье; кровотечения, выделения из половых органов; гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах; боль в животе; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; болезни, передающиеся половым путем; беременность.
Поведенческие симптомы сексуального насилия над ребенком выражаются в изменении привычного и сексуального поведения, а также в изменениях эмоционального состояния ребенка. Эмоциональными и поведенческими индикаторами считаются:
- появление чрезмерного интереса к играм сексуального содержания;
- непривычные для возраста знания о сексуальной жизни;
- регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);
- соблазняющее поведение по отношению к сверстникам противоположного пола, в том числе и к взрослым;
- сексуальные действия с другими детьми;
- мастурбация, отирание половых органов о тело другого человека;
- замкнутость, изоляционное поведение;
- депрессивный фон настроения;
- отвращение стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
- отстраненность и задумчивость;
- быстрая потеря самоконтроля, взрывные реакции;
- трудности в общении со сверстниками, избегание общения с ними, отказ от общения с друзьями.
- избегание мужчин или женщин;
- раннее начало сексуальной жизни, частая смена партнеров;
- проституция.
Помимо физических повреждений, которые могут быть вызваны сексуальным насилием, эмоциональная составляющая вызывает мощную травму с далеко идущими последствиями. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, мучаются от чувства стыда и вины. Они очень часто считают себя виноватыми в случившемся, считают, что сами спровоцировали взрослого и недооценивают его вину. Это может спровоцировать у ребенка сильнейшую ненависть к себе и серьезные сексуальные проблемы с возрастом.
Стыд от пережитого сексуального насилия очень мешает гармоничному развитию ребенка. Такие дети испытывают массу тревог: они волнуются, что другие дети не поверят им, будет злиться на них, дразнить их; они боятся, что рассказав о происшедшем, они спровоцируют развод родителей. Таким образом, ложные обвинения от ребенка в сексуальном насилии, совершенном в отношении его, являются чрезвычайно редкими.
Эмоциональное насилие над ребенком
Эмоционально теплые отношения ребенка с родителями в первые годы жизни являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки вызывает существенные психические и поведенческие расстройства, ведут к травматизации личности.
Эмоциональное (психическое) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения.
Существуют следующие формы психического насилия:
– вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение, унижение, в том числе публичное, высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения»;
− отвержение, подавление всякой воли ребёнка;
- длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы, отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
− принуждение к одиночеству (изоляция) – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде;
− терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития;
− развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка;
- лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.
Эмоциональное насилие над детьми широко распространено и встречается во всех социальных группах. В его возникновении большое значение имеет механизм социального наследования (воспроизведение в собственной семье моделей, поведения, усвоенных в детстве). Каждый третий родитель, из числа тех, кто в детстве подвергался жестокому обращению, жестоко обращаются со своими собственными детьми.
Наиболее высок риск психического насилия над ребенком у молодых матерей, не имеющих навыков по уходу за ребенком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания. У усыновителей, замещающих родителей и опекунов, не имеющих опыта воспитания детей и рассчитывающих на безусловную и преданную любовь этих детей Сталкиваясь с непослушанием, проблемами в поведении, отставанием в психическом развитии и проблемами в поведении и не видя от него ожидаемой любви, опекуны или усыновители испытывают разочарование и обиду на ребенка, не оправдавшего их необоснованных надежд.
Различные формы психического насилия вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребенок пострадал от данного вида жесткого обращения.
Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми в раннем возрасте являются:
Инфантильность, личностная незрелость;
Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста;
Импульсивность, взрывчатость, злость;
Недостаточная способность к контролю собственного поведения;
Низкая самооценка и повышенная тревожность;
Аутоагрессивное поведение, вредные привычки;
Депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность;
Неумение устанавливать доверительные, эмоционально-теплые отношения;
Трудности в общении со сверстниками.
Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает ребенка искать альтернативные способы получения эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога).
Пренебрежение нуждами ребенка
Под пренебрежением нуждами, основными потребностями ребенка понимается постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их замещающими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.
В большинстве случаев уже по внешним признакам можно судить, что ребенок воспитывается в атмосфере безразличия и пренебрежения. Он плохо
растет, не набирает подходящего веса, так как постоянно голодает, попрошайничает или даже крадет пищу; находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, не опрятен; не получает должной медицинской помощи (нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи и т.д.); не ходит в школу, прогуливает ее. В связи с тем, что часто ребенку некуда идти, он, наоборот, может приходить в школу слишком рано и уходить из нее слишком поздно. У этой категории детей, отмечают повышенную утомляемость, апатичность, различного рода отклонения в поведении, иногда склонность к вандализму. У детей, испытывающих неудовлетворение основных потребностей плохие взаимоотношения в группе сверстников, не умеют дружить, они могут подвергаться буллингу, низкая самооценка.
Пережитое в детстве насилие нередко приводит и к отдалённым последствиям, оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь жертвы, поскольку подобный травматический опыт будет формировать специфические семейные отношения. Так, в большинстве случаев взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели неразрешимый, «неотработанный» опыт насилия в детстве.
Драбович Т.И., педагог-психолог
Цель:
- закрепить и углубить знания детей о правах человека, о насилии и его видах;
- формировать навыки правомерного поведения, умение самостоятельно принимать решения, отстаивать собственное мнение;
- развивать коммуникативные способности учащихся, логическое мышление;
- воспитывать толерантность в отношении к людям.
Участники: 9 классы
Ход занятия:
Медицинский работник: Насилие в отношении детей не приемлемо. Это стало главным выводом Глобального исследования ООН о насилии в отношении детей. Специальный представитель ООН по вопросу о насилии в отношении детей опубликовал результаты всемирных консультаций с детьми, которые выявили, что защита от насилия представляет собой второй по важности приоритет, сразу же после образования.
Насилие –любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое. Физическое насилие –преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Организации здравоохранения осуществляют мероприятия по профилактике и борьбе с насилием в семье по нескольким направлениям:
- первичная профилактика насилия;
2)оказание специализированной (психотерапевтической, психологической) помощи жертвам насилия;
3)вторичная профилактика насилия – передача информации в компетентные органы для принятия необходимых мер.
В рамках работы по профилактике медицинские работники проводят работу, по профилактике возникновения у детей и подростков дезадаптивных состояний (неспособность человека поддерживать стабильные социальные отношения, справляться с проблемами и приспосабливаться к меняющейся среде), употребления психоактивных веществ, детского травматизма и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе, путем размещения тематических материалов в средствах массовой информации.
Медицинские работники совместно с заинтересованными службами профилактики участвуют в проведении мероприятий по раннему выявлению несовершеннолетних с проблемным поведением или находящихся в кризисных ситуациях.
Людям, пострадавшим от насилия, обеспечено проведение комплексного обследования и оказание квалифицированной медицинской, психологической и социальной помощи.
На информационных стендах и сайтах организаций здравоохранения размещается информация о медицинских последствиях насилия, возможностях государственных организаций здравоохранения, структурных подразделениях, в которых можно получить необходимую психиатрическую (психотерапевтическую, психологическую) помощь, возможности получения экстренной психологической помощи по телефону «Телефон доверия», номера телефонов региональных служб экстренной психологической помощи.
Рекомендации для подростков
- Не убегай из дома! Если жизнь дома невыносима, поговори с учителем или кем-то, кому ты доверяешь.
- Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, ты – простая цель для негодяя, который притворно будет заботиться о тебе.
- Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу. Если хочешь подработать, найди работу через знакомых.
- Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди.
- Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами.
- Гуляй в группах или с друзьями.
- Всегда сообщай родителям, где ты с друзьями собираешься быть.
- Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать.
- Доверься интуиции, если тебе страшно, значит, на это есть причины
Педагог социальный: Насилие является проблемой, которая существует во всех, без исключения, странах мира. Насилие – агрессивное поведение, применение силы или власти по отношению к человеку. Это любые умышленные действия одного человека по отношению к другому, если эти действия нарушают права и свободы человека и наносят ей физическую, моральную или психическую вред.
Насилие может быть:
Физическое – избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений;
Психологическое – насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение;
Сексуальное – вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека;
Экономическое – умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести вред здоровью.
К сожалению, многие действия можно назвать насильственными. Не все об этом знают. Возможно, именно поэтому многие подростки подвергаются насилию, не осознавая этого. Очень важно знать об этом, чтобы не допускать подобных случаев по отношению к себе.
Мозговой штурм «Кто может совершать насилие?». Цель: достичь участниками понимание того, насилие могут осуществлять разные люди.
Задача участников: сказать, кто может совершать насилие (1 вариант от группы).
Упражнение «Перетягивание газеты». Цель: иллюстрация сценария, в котором развиваются конфликты.
Участники объединяются в пары, получают газету и сворачивают ее в трубочку, становятся на расстоянии 1 м друг от друга, подгибают одну ногу и придерживают ее рукой. Свободной рукой они берут трубочку из газеты и начинают ее перетягивать, стараясь вывести друг друга из равновесия, но при этом не разорвать газету.
Практикум «Анализ ситуаций». Цель: формировать умение различать виды насилия, агрессора и жертву ситуации насилия.
Каждой группе вручается задачи.
Задача: определить вид насилия, указать агрессора и жертву ситуации.
Ситуация 1
Витя, войдя в столовую, как всегда, сел не на свое место. К нему подошла Маша и попросила освободить ее стул. Он оттолкнул девочку с такой силой, что она упала на пол.
Ситуация 2
Во время перерыва Дима бегал по классу и толкнул Аню. Девочка, падая, случайно разбила вазу на столе учителя. В класс зашла учительница и увидела разбитую вазу. Ирина пыталась объяснить, что случилось на перемене, но учительница не выслушала оправданий и накричала на нее.
Ситуация 3
Десятилетние Катя и Лена отдыхали на берегу моря. К ним подошли незнакомые мужчины и предложили научить их плавать. Когда они оказались в воде, незнакомцы позволили себе грубое поведение.
Ситуация 4
После окончания школы-интерната Матвей вернулся в родное село. Выяснилось, что в его доме проживает сожительница умершего отца. Она прогнала его из родного дома.
Ситуация 5
Олег взял без разрешения ручку Коли. Когда Коля это увидел, ударил Олега.
Ситуация 6
7-классница Ксения гуляла в парке со своей собакой. Рядом на скамейке незнакомые ребята употребляли алкоголь. Они упорно предлагали Ксени к ним присоединиться.
В конфликтной ситуации агрессор наносит вред не только жертве, но и себе. Он не хочет отвечать за свои поступки, специально причиняет вред другим, тем самым он разрушает свое здоровье. Ведь ярость, жестокость и злость разрушают его нервную систему - и болезни неизбежны.
Круг идей «Как остановить насилие». Цель: как избежать ситуации насилия.
Задача участников: обсудить этот вопрос и предложить один вариант, объяснив его.
Избегайте ситуаций, которые могут привести к насилию.
Говори спокойно и уверенно.
Дай агрессору возможность остановиться.
Отойди в сторону. Это не признак слабости!
Не стремись мстить врагам. Умей просить прощения.
Попроси помощи. Это не признак слабости или трусости!
Рефлексия.
Упражнение «Волшебная бабочка». Цель: дать возможность участникам высказать свои пожелания, и при этом почувствовать, что другие внимательно слушают и воспринимают их.
Каждый участник складывает «волшебную» бабочку, располагает ее на дереве и сообщает свои впечатления от занятия и пожелания.
Памятка (подростку)
Если вы не хотите стать жертвой насилия, соблюдайте несколько правил:
- Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены.
- Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности.
- Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите.
- Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации.
- Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувство другого.
- Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею. Не пользуйтесь в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер автомашины.
- Будьте осторожны, если кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно разглядывает; не слушает того, что вы говорите, и игнорирует ваши чувства; ведет себя с вами как хороший знакомый, хотя это не так.
Цель: профилактика школьной травли среди обучающихся и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Задачи:
1.Формирование доброжелательного отношения и уважения друг к другу.
2.Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками.
4.Создание благоприятного психологического климата в классе.
5.Снижение агрессии и враждебных реакций.
Время: 40-45 минут.
Участники: учащиеся 5 классов
Ход мероприятия:
1 этап. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что наше общение будет полезным и приятным. Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в группе:
- мы всегда помогаем друг другу;
- на занятии все относятся друг к другу с уважением;
- говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга;
- каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует;
- возникшие вопросы, личную информацию обсуждаем только в стенах этого кабинета и в рамках занятия.
- Для начала, давайте узнаем друг друга поближе. Вы учитесь вместе и порой даже не подозреваете об интересах тех, кто с вами вместе учится.
Разминка. «Любимое занятие». Давайте, обратим внимание друг на друга. Поиграем с вами в игру. Нужно продолжить фразу: «Я люблю....». Каждый участник, по очереди, рассказывает о том, чем ему нравится заниматься.
2 этап. Введение в тему.
Ребята, а все помнят сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»? Давайте вспомним, что произошло в сказке? Правильно, ребята, утенка стали обижать.
«Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза б мои на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою».
Дети, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить? А как вы думаете, почему обижали утенка? Правильно, он был не похож на других птиц птичьего двора, а главное – он им не нравился. К сожалению, так бывает и среди людей. Особенно такое часто встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют и шутят. Но это совсем не игра. Когда человека намеренно доводят до слез и систематически дразнят, когда отбирают, прячут или портят его вещи, когда толкают и бьют, обзывают – это называется «травля» или по-другому – буллинг. Травля – это болезнь. Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: буллер (агрессор) (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
Жертва. Иногда кажется, что это плохо только для того, кого обижают. Ему обидно, он расстраивается. Он не хочет ходить в школу. Да, ему действительно несладко. А как же те, кто начал издевательство? Кто первый начинает кидать шапку и постить оскорбления? Кто все это придумывает? Может быть, хотя бы им по-настоящему весело и хорошо? Нет, вряд ли. Травлю начинают не от хорошей жизни. Может быть, у человека плохо на душе из-за того, что дома родители ссорятся, и ему хочется слить на кого-то свое раздражение. Может быть, он очень хочет быть первым и главным, вот и изобретает такой способ самоутвердиться. Может быть, над ним самим раньше издевались.
Последствия травли одинаково опасны для всех – и для зачинщиков, и для жертв.
Наблюдатели – те, кто поддерживает зачинщика или просто стоит в стороне. Именно страх самому оказаться жертвой часто заставляет участвовать в травле ребят. Им вроде и стыдно, и противно, и неловко, но пока они с теми, кто издевается, пока они смеются вместе со всей толпой, они чувствуют себя хоть немного, но в безопасности. Заступиться еще страшней – получится, что я не со всеми, значит и мне достанется.
Важно защищать другого человека от травли. Запомните, с травлей легче справиться, если ты не один!
Упражнение «Чем мы похожи друг на друга»
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.
Каждому участнику предлагается найти что-то общее с другими. Первым выбирает ведущий кого-то из группы, с кем у него есть определенное сходство, тот человек выходит в круг. (Например: мы похожи с____ именами, у нас одинаковый цвет волос, мы в блузках одинакового цвета, мы ходим в одну секцию и т.д.) Затем выбранный участник находит сходство со следующим членом группы, тот тоже выходит в круг. Упражнение выполняется, пока все участники не окажутся в кругу.
Вывод: Вот видите, у всех можно найти что-то похожее, одинаковое. Мы разные, но можем заниматься одним делом, любить одни блюда, смотреть одни фильмы. Все наши различия и все сходства объединяют нас в одно целое – общество, а нашу группу объединяет то, что мы учимся в одном классе, ходим в одну школу, в которой происходят разные ситуации.
Примеры ситуаций
1 ситуация
Если 2 одноклассника поссорились и подрались – это буллинг?
2 ситуация
Если ученик и ученица нагрубили учительнице?
3 ситуация
Если Катя на протяжении несколько недель высмеивает Аню, называет ее обидными словами, настраивает против нее своих подружек?
4 ситуация
Даниле на физкультуре ставят подножки, он падает и, оглядываясь, видит смеющихся одноклассников. Никто из них не говорит, кто это сделал. Это буллинг?
5 ситуация
Вера плохо читает. Когда она это делает, многие в классе смеются и передразнивают ее. Это буллинг?
Игра «Разожми кулак»
А как вы думаете, чего добиваются те, кто применяет агрессию в отношении других ребят?
Можно ли унижением других добиться лидерства?
Разбейтесь на пары. Один в течение минуты сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями.
Обсуждаются не силовые методы, которые применялись: уговоры, просьбы, хитрость.
Притча «Солнце и ветер»
Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, но добился лишь того, что путник еще сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ.
Всегда ли можно добиться своего силой? Как это можно сделать по-другому?
Ребята, скажите, а всегда ли злость и гнев – плохо? (Работа с притчей «Безвредная змея»)
Послушайте притчу. Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, выпустила весь яд в пропасть и утратила свою злобность. Но как только звери узнали про то, что змея не опасна, они стали бросать в нее камнями, таскать за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для змеи. Мудрец увидел, что происходит, и сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять окружающим страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».
В чем мораль этой притчи?
Каждый человек должен уметь защищать себя и своих близких, свою Родину. Здесь без определенного уровня агрессии не обойтись. Но главное – уметь управлять агрессией.
Упражнение «Когда я злюсь…»
Давайте посмотрим, как вы ведете себя, когда злитесь. Продолжите фразу: «Когда я злюсь….» (правила управления гневом)
1. Посчитать до 10 или до 20.
2. Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов.
3.Походить взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием.
4.Порвать какую-нибудь ненужную бумагу. Можно предварительно написать на ней, например, «Я ненавижу Вовку!»
5. Выместить свои отрицательные эмоции на каком-нибудь безопасном предмете типа боксерской груши.
6. Послушать спокойную музыку или ту, которая больше нравится.
7. Заняться любимым делом.
8. Разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой - уборкой, стиркой, заняться спортом.
Если вы научитесь управлять своим гневом, у вас будет меньше конфликтов с окружающими и улучшаться отношения с ними, потому что каждая злобная выходка не проходит бесследно.
Сегодня мы с вами разбираемся в сложной теме человеческих отношений. Мы учились слышать и принимать мнения других людей, отличные от наших собственных. Но строить взаимоотношения в коллективе невозможно без доверия.
Я предлагаю вам записать свод правил, которым все будут следовать.
У нас не выясняют отношения с кулаками.
Не оскорбляют друг друга.
Не смеются над чужими недостатками.
Не портят чужие вещи.
Не оскорбляют друг друга….
Давайте договоримся, что если в вашем классе произойдет что- то неприятное, то вы попробуете ему помочь. А какие слова поддержки вы знаете? Давайте потренируемся.
Ритуал «Круг поддержки».
Попросите одного ребенка встать в центр круга, остальные дети по очереди говорят ему слова поддержки, например, «Ты хороший, все у тебя получится, ты молодец!». Далее спросите ребенка, понравилось ли ему то, что ему говорили. Что он чувствовал при этом. Спросить детей, понравилось ли им это упражнение.
Рефлексия:
Что вам понравилось?
Что вы можете взять для себя из нашего общения?
Вы получили смайлы. Если вам понравилось занятие, вы узнали что-то новое, полезное для себя, то дорисуйте рот таким образом, чтобы получился улыбающийся смайл, если понравилось наполовину, то начертите вместо рта горизонтальную черту, если вам совсем не понравилось – сделайте смайл грустным. Одним словом, оцените свое состояние.
Итог занятия.
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: “Спасибо за приятный день!” Я благодарю всех участников в группе за активную работу, за позитивную энергию, которую вы излучаете. Я получила большое удовольствие работать вместе с вами.
Уважаемые родители!
К сожалению, в последние годы участились случаи вовлечения детей и подростков в проведение несанкционированных массовых мероприятий. Определяя свою позицию в отношении поступков ребенка, помните, что жизнь и выборы Ваших детей до достижения ими совершеннолетия являются Вашей ответственностью.
Законом Республики Беларусь ˮО массовых мероприятиях в Республике Беларусь“ четко определен порядок проведения таких инициатив, как собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Важно понимать различия санкционированных и несанкционированных мероприятий. Любое массовое мероприятие должно быть согласовано с местными распорядительными органами, если такого разрешения нет, то оно является несанкционированным. Любое несоблюдение установленных требований Вами и Вашими детьми влечет административную либо уголовную ответственность.
Обращаем внимание, что Вы, как родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье, развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси (статья 184 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь). Поэтому до совершеннолетия ответственность за ребенка несете ВЫ как законные представители!
В Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь есть статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей. Ответственность по этой статье влечет наложение штрафа до десяти базовых величин. Если данную статью применили к Вам, то это является поводом для педагогов, милиции, более подробно изучить ситуацию в Вашей семье.
В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях ответственность за нарушение порядка проведения массовых мероприятий предусмотрена с 16 лет по следующим статьям:
Статья 19.11. Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность. Влечет наложение штрафа до 30 базовых величин, или наказания в виде общественных работ или административный арест.
Объясните своим детям, что определенные их комментарии, публикации, лайки и репосты в социальных сетях могут нарушить законодательство Республики Беларусь и повлечь за собой ответственность. К примеру, если Вы или Ваш ребенок прокомментировали или поставили один необдуманный ˮлайк“ под экстремистским материалом (например, ресурсы ˮЗеркало“, ˮБЕЛСАТ LIFE“, ˮСТРАНА ДЛЯ ЖИЗНИ“ и иные), то это может потревожить покой Вашей семьи на долгое время. Просматривайте социальные сети подростка, используйте инструменты родительского контроля на телефоне и компьютере ребенка (если Вы не знаете, как установить эту программу, обратитесь в Белтелеком) и старайтесь сохранять с ним доверительные отношения. Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию, можно ознакомиться с Республиканским списком экстремистских материалов, который размещен на сайте Министерства информации Республики Беларусь.социальные сети подростка, используйте инструменты родительского контроля на телефоне и компьютере ребенка (если Вы не знаете, как установить эту программу, обратитесь в Белтелеком) и старайтесь сохранять с ним доверительные отношения. Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию, можно ознакомиться с Республиканским списком экстремистских материалов, который размещен на сайте Министерства информации Республики Беларусь.
Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий. Предусматривает штраф до 200 базовых величин или административный арест.Чаще всего подростки оказываются втянутыми в проведение несанкционированных массовых мероприятий ˮза компанию“, до конца не осознавая величину возможной ответственности. Кроме того, нередко организаторы несанкционированных мероприятий за участие в них предлагают некоторую сумму денег. Расскажите ребенку о личной ответственности, которую он понесет, даже если пришел за компанию с другом и не хотел принимать участие. Аналогичная ситуация с жаждой легкой наживы. При любых обстоятельствах, соглашаясь на участие в подобном собрании, человек нарушает закон, это может привести его к административной ответственности, а в случае неоднократного нарушения данной статьи – к уголовной.Уголовным Кодексом Республики Беларусь также предусмотрена ответственность за участие в несанкционированных мероприятиях для несовершеннолетних, достигших 16 лет:
статья 342-2. Неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий. Данная статья предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.
Ответственность по данной статье подросток может понести, будучи привлеченным до этого всего дважды за год по статье статьей 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Помните, что подростки крайне легкомысленно относятся к последствиям для своей будущей жизни, к которым обязательно приведут их необдуманные поступки. Вы, как законные представители, должны контролировать свободное время своего ребенка. Если Вам трудно найти контакт с ребенком и подход к нему, обратитесь к педагогу-психологу и педагогу социальному в учреждении образования, они дадут рекомендации и организуют работу по коррекции поведения ребенка.
статья 369-3. Публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях. Наказание предусматривает лишение или ограничение свободы сроком до 5 лет.
Распостраняя информацию о несанкционированном мероприятии в социальных сетях или вовлекая в это своих друзей, Ваш ребенок может3лишиться свободы на долгое время. Детям легко решиться на такие действия, они не требуют много времени сил и обдумывания, однако плата за них непомерно высока.
Увлечения ребенка бывают не просто баловством. Подросток еще не может принимать решения самостоятельно, на него просто оказать влияние и склонить на свою сторону, поэтому призываем вас быть теми, кто покажет пример своим детям и не даст им оступиться в самом начале жизненного пути!
Помните: незнание закона не освобождает от ответственности!
Только-только начинает появляться тон кая корочка льда на реке, как это вызывает нереальный соблазн у фанатов зимней рыбалки. Интересен он и для детей. Они наиболее любопытны и податливы на приключения.
МЧС спешит предупредить об опасности нахождения на тонком льду. Соблюдая следующие правила, вы сможете обезопасить себя и своих близких:
Выход на лед запрещается во время ледостава, пока толщина льда не достигнет 7 сантиметров, а также в период интенсивного таяния и разрушения льда.
Во время подледной рыбалки не рекомендуется пробивать много лунок на близком расстоянии, прыгать и бегать по льду, собираться большими группами. Каждому рыболову, при выходе на подледную рыбалку, рекомендуется иметь с собой спасательный жилет и линь (веревку) длиной 15 – 20 метров с петлей на одном конце и грузом весом 400 –500 грамм на другом.
При оказании помощи провалившемуся под лед, ему подаются лестницы, доски, шесты, веревки и другие подручные средства, при этом приближаться к нему следует лежа ползком, желательно опираясь на предметы, увеличивающие площадь опоры. Если спасателей двое и более, то лучше образовать цепочку, удерживая друг друга за ноги.
Пожары, возникающие по причине детской шалости с огнем – явление, к сожалению, далеко не редкое. Финал таких пожаров может быть очень трагичным.
Почти все дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальную опасность. Бывают случаи, когда взрослые ввиду разных обстоятельств вынуждены оставлять детей на какое-то время без присмотра. Это опасно, особенно если дети остаются в запертых квартирах или комнатах. Ведь в случае пожара они не смогут выйти из опасного помещения наружу.
Что нужно делать для того, чтобы избежать пожара от детской шалости с огнем:
- рассказывайте детям о пожаробезопасном поведении;
- будьте примером во всех ситуациях, связанных с соблюдением правил пожарной безопасности;
- не оставляйте спички в доступном для детей месте;
- не поручайте детям разжигать печи, газовые плиты, самостоятельно включать электробытовые приборы;
- следите, чтобы дети не разжигали костры;
- уходя из дома, не оставляйте малолетних детей без присмотра взрослых;
- организуйте ребенку интересный досуг.
Научите ребенка правильным действиям при пожаре. При обнаружении пожара или признака горения (задымления, повышенной температуры, запаха гари и т.п.) ребенок любого возраста должен немедленно покинуть помещение. Сообщить о пожаре взрослым или в пожарную службу по телефону 101 или 112.
Только с большой заботой о наших детях мы сможем предупредить пожары от детской шалости с огнем, сохранить свой дом, имущество и самое дорогое – жизнь ребенка.
- Профилактическая работа по предупреждению пожаров и гибели от них людей является приоритетным направлением в деятельности работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Любой пожар легче предупредить, чем ликвидировать его последствия, и поэтому работа с населением проводится постоянно и со всеми категориями граждан - в жилом секторе, на сельских сходах, в учреждениях образования, на предприятиях и в организациях, - рассказала инспектор сектора надзора и профилактики Анастасия Карчевская.
Однако именно обследование домовладений в рамках работы смотровых комиссий спасатели называют наиболее эффективным форматом работы. Помимо привычных бесед субъекты профилактики (наряду со спасателями в состав групп входят энергетики, медицинские и социальные работники, представители правоохранительных органов, газового хозяйства и образования) проводят дополнительные разъяснения с учётом обстоятельств в каждом отдельном случае.
- Главная цель нашей работы - помощь людям, которую мы стараемся оказать всем категориям граждан, - делится инспектор сектора надзора и профилактики Анастасия Карчевская.
В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций и гибели людей от них спасатели напоминают:
- не курите в постели, не выбрасывайте непотушенные спички и сигареты из оконных проемов, с балконов;
- не используйте для растопки печи горючие и легковоспламеняющиеся жидкости;
- не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы, уходя из дома, отключайте их от сети.
Ежегодно на территории нашего района происходят пожары, связанные с нарушениями правил монтажа печей и теплогенерирующих агрегатов в этой связи хотелось бы напомнить, что эксплуатировать можно только исправные отопительные приборы. При устройстве печей необходимо соблюдать требования строительных норм Республики Беларусь СН 4.02.03-2019 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» основные требования приведенных на схеме
Перед началом отопительного сезона печь, стеновые дымовые каналы в пределах помещения, а так же дымовые трубы на чердаке необходимо оштукатурить и побелить. Это необходимо для того, чтобы обнаружить трещины в дымоходе на ранней стадии появления и принять меры по их устранению. Проверить состояние дымовых труб, очистить их от сажи необходимо перед началом отопительного сезона и при ухудшении тяги в процессе эксплуатации .
Зола, угли и шлак, удалённые из печей, должны быть пролиты водой до их полного затухания.
При эксплуатации печного отопления не допускается:
- осуществлять топку неисправных печей;
- применять для розжига печи легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
- использовать для топки печей дрова, длина которых превышает размеры топки;
- топить печи с открытыми дверцами (дверцы должны быть закрыты на исправное запорное устройство);
- перекаливать печи;
- оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними детям;
- топить углём, коксом и газом печи, не предназначенные для этих видов топлива.
Используйте вышеперечисленные правила и ваш дом будет всегда в тепле и безопасности.
IX класс
В 2023/2024 учебном году проводятся выпускные экзамены по четырём учебным предметам:
-
"Белорусский язык" – изложение в письменной форме;
-
"Русский язык" – изложение в письменной форме;
-
"Математика" – контрольная работа в письменной форме;
-
"История Беларуси" – по билетам в устной форме.
Экзамены пройдут в срок с 3 по 10 июня 2024 года. По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в X классе. При этом учащиеся имеют выбор: изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне либо изучать все предметы на базовом уровне.
XI класс
В 2023/2024 учебном году проводятся централизованные экзамены по двум учебным предметам:
- 27 мая 2024 - профильный предмет из числа тех, по которым предусмотрено ЦТ (по выбору учащегося): математика, физика, химия, биология, история Беларуси, Всемирная история (новейшее время), обществоведение, география, иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский, китайский)
-
30 мая 2024 - "Русский язык" или "Белорусский язык" (по выбору учащегося)
Централизованный экзамен (ЦЭ) - это обязательный выпускной экзамен в 11 классе, результаты которого в год окончания школы необходимы для поступления в ВУЗ. Проводится в виде письменного теста.
При поступлении в университет в год окончания школы учитываются результаты двух ЦЭ, одного ЦТ и среднего балла аттестата.