Выпускной вечер-2025
Торжественная мероприятие, посвящённое вручению учащимся 9-х...
Организационное родительское собрание для родителей (законных...
Лагерь труда и отдыха «Дружба»
О безопасности на воде в летний период
Сотрудничество с ОАО «Белагропромбанк»
Торжественное мероприятие «Звездный дождь»

Меню сайта

80-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

2023 god mira i sozidaniya

gmr2018-2020

ярморка вакансий

prokuratura

banners 6

kudapostupat

kudapostupat

portal

ministerstvo

Glub

mir pravo

rooglub2018-09

znai.by

mchs

brsm

brpo

pravo by

Мы  оказываем информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации

 

1.Полное официальное название  учреждения образования (иного учреждения, организации)

ГУО «Средняя школа №1 г.Глубокое имени
П.О. Сухого»

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения, организации)

Саулич Инна Леонидовна

3. Почтовый адрес учреждения образования (иного учреждения, организации)

Г. Глубокое, ул. Дзержинского, 43

4. Телефон (с кодом)

80215655658

5. Факс (с кодом)

80215655658

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования (иного учреждения, организации)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

7. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работупо проекту «Зелёные школы»

Тимофеева Наталья Борисовна

8. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работупо проекту «Зелёные школы»

80215655670

+375336972811

9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работупо проекту «Зелёные школы»

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

10. Общая численность работников учреждения образования (иного учреждения, организации)

69

11. Количество работников учреждения образования (иного учреждения, организации), принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы»

10

12. Общая численность обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации)

745

13. Количество обучающихся учреждения образования (иного учреждения, организации), принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы»

239

14. Каким образом реализуется проект «Зелёные школы» в учреждении образования (ином учреждении, организации)

Учебные занятия, организация исследовательской деятельности учащихся в рамках школьного научно – проектного объединения «П.О. Существу», объединения по интересам, внеклассные мероприятия, классные и информационные часы

15. Сроки реализации проекта «Зелёные школы» в учреждении образования (ином учреждении, организации)

С сентября 2021 года

16. Количество заданий, выполненных по соответствующим направлениям проекта «Зелёные школы»:

  • Биоразнообразие
  • Энергосбережение
  • Водосбережение
  • Обращение с отходами
  • Качество атмосферного воздуха
  • Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом

Общее количество выполненных заданий

12

6

1

1

1

1

2

12

17. На диплом какого уровня претендует учреждение образования (иное учреждение, организация)

III степени

 

Анализ ситуации

Цель работы: формирование экологически грамотной личности, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлении.

Задачи:

  • актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных данной местности и условиях его сохранения и увеличения;
  • формировать элементарные навыки рационального использования природных ресурсов (на примере использования воды, энергии);
  • формировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды;
  • вовлекать воспитанников и их родителей (законных представителей) в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам;
  • создавать условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей воспитанников;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.

2. Уровень результативности: высокий. Результаты оценивались через наблюдение за поведением школьников, опрос их родителей, анкетирование учащихся, родителей, создание презентаций экологических акций, проведение экологических игр и викторин, анализ полученных данных. Имеются достижения в экологических акциях и конкурсах.

4. План действий в новом учебном году: продолжить работу по проекту «Зелёные школы»; увеличить количество выполненных заданий по каждому разделу проекта; привлечь более широкий круг активных участников проекта, обновлять информацию на сайте школы при повторном выполнении заданий; участвовать в республиканских, областных, районных и местных экологических акциях, конкурсах и фестивалях; организовать сотрудничество в рамках проекта «Зеленые школы» с другими организациями.

Выполнение заданий

1. Направление «Биоразнообразие»

Цель: изучить биоразнообразие растений и животных на территории ГУО "Средняя школа № 1 г. Глубокое имени П.О. Сухого".

Задачи:

  • провести определение видов растений, птиц, насекомых;
  • создать картосхему пришкольной и прилегающей к ней территории;
  • изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц;

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответств.

пед.

работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1

1.1.Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования.

Май 2023

125

Учащиеся 5, 7 классов, члены школьного научно – проектного объединения «П.О. Существу»

Тимофеева Н.Б.

1.Изучение правил работы с определителями.

2.Составление картосхемы пришкольной территории.

3.Выбор мест для изучения видового разнообразия дикорастущих травянистых растений.

4.Определение растений.

5.Фотографирование растений.

6.Обозначение местонахождений дикорастущих травянистых растений на картосхеме.

Создана и размещена картосхема УО, на которой обозначено 8 мест местонахождения 16 видов травянистых растений.

Размещены изображения с описанием каждого вида травянистых растений. Информация о результатах выполнения заданий размещена на сайте учреждения образования.

2

1.2.          Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования, используя квадратную рамку со стороной 1м2

Май 2023

99

Учащиеся 9-х классов

Тимофеева Н.Б.

1.Ознакомление с правилами работы.

2.Изготовление квадратной рамки со стороной 1м2..

3.Выбор участков с различными условиями среды.

4.Изучение видового разнообразия травянистых растений в местах с различными условиями произрастания.

5.Составление списка растений на каждом участке.

6.Фотографирование изучаемых участков.

7.Оформление результатов выполнения задания.

Произведен количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на пришкольной территории, не менее 4–х площадок (в том числе с постоянным антропогенным воздействием).

На сайте учреждения образования размещен отчет о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях.

3

1.4. Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования.

Октябрь 2022,

май 2023

126

Учащиеся

5-х, 9-х классов

Плескачевская М.Н.

Тимофеева Н.Б.

1.Выбор мест наблюдения за птицами.

2.Наблюдение за птицами.

3.Определение птиц.

4.Обозначение мест наблюдения на картосхеме учреждения образования.

5.Размещение информации о разнообразии птиц территории учреждения образования на сайте школы.

На картосхеме обозначены места наблюдения за птицами, размещены изображения каждого вида птиц.

На сайте УО размещена информация о разнообразии птиц территории школы.

Составлен отчет об участии в акции «Осенние наблюдения за птицами».

4

1.5. Изучить разнообразие насекомых на пришкольной территории.

Апрель 2023

126

Учащиеся   5-х,  9-х классов

Тимофеева Н.Б.

1.Выбор мест наблюдения за насекомыми.

2.Наблюдение за насекомыми, определение 10 видов.

3.Обозначение мест наблюдения на картосхеме учреждения образования.

4.Размещение информации о разнообразии насекомых территории учреждения образования на сайте школы.

Изучено 10 видов насекомых.

На картосхеме территории школы обозначены места наблюдения за насекомыми, размещены изображения каждого вида.

На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии насекомых территории школы.

5

1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц.

Ноябрь 2022– март 2023

10

Учащиеся 4,7,9 классов, члены школьного научно – проектного объединения «П.О. Существу», объединения по интересам «Техническое творчество».

Смольская Д.А.

Сивцевич М.В.

1.Изготовление кормушек для птиц.

2.Размещение кормушек для птиц на территории школы.

3. Подкормка птиц.

4.Участие в национальной акции «Зимние учеты птиц».

5.Размещение отчета на сайте учреждения образования.

Составлен отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки.

Отчет и фотографии птиц размещены на сайте УО.

Составлен отчет об участии в национальной акции «Зимние учеты птиц».

6

1.13. Посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению особо охраняемой территории.

Май 2023

73

Учащиеся 2-х классов

Бабич О.М.

Филитарина А.Д.

Свечникова Т.А.

1.Посещение Березинского биосферного заповедника.

2.Изучение видов животных и растений, проживающих на территории заповедника и занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.

3.Оформление в школе стенда с кратким описанием уникальности Березинского биосферного заповедника.

Оформлена картосхема на стенде с кратким описанием уникальности Березинского биосферного заповедника.

Размещены изображения видов животных и растений, проживающих на территории заповедника и занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.

2. Направление «Энергосбережение»

Цель: приобщить обучающихся к рациональному энергопотреблению.

Задачи: изучить потребление электроэнергии и расходования тепла в доме; разработать памятки по рациональному использованию энергии дома.

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответств.

пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

2.5. Провести изучение потребления электроэнергии

Декабрь 2022 – апрель 2023

125

Учащиеся          5-х, 7-х классов, члены школьного научно – проектного объединения «П.О.Существу»

Тимофеева Н.Б.

1.Изучение способов экономии тепла и электроэнергии дома, их эффективности.

2.Разработка памятки по рациональному использованию энергии дома.

Изучены способы экономии тепла и электроэнергии в доме.

Разработана памятка по рациональному использованию энергии дома.

Отчет размещен на сайте УО.

3. Направление «Водосбережение»

Цель: приобщить обучающихся к рациональному потреблению воды.

Задачи: изучить потребление воды дома; разработать памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома.

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответств.

Пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

3.4. Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома.

декабрь 2022 г.– апрель 2023 г.

120

Учащиеся 6-х, 7-х классов, члены школьного научно – проектного объединения «П.О.Существу»

Тимофеева Н.Б.

1.Изучение способов экономии воды дома.

2. Определение эффективности способов экономии воды дома.

3.Разработка памятки по рациональному использованию воды дома.

Изучены способы экономии воды в доме, их эффективность.

Разработана памятка по рациональному использованию воды дома.

Образцы результатов изучения потребления расходованию воды дома, разработанная памятка размещены на сайте УО.

4. Направление «Обращение с отходами»

Цель: вовлечение учащихся в деятельность по уменьшению объёма отходов и правильному управлению отходами в пределах школы и дома.

Задачи:

  • изучить состав и количество образующихся отходов дома;
  • показать пути решения проблемы отходов, разработать план действий по минимизации отходов дома.

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагогический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

4.5. Провести изучение состава образующихся в домашних условиях

Апрель 2023

111

Учащиеся 8-х, 10-х классов

Богук О.А.

1.Изучение количества и состава отходов, образующихся в домашних условиях.

2.Разработка памятки по минимилизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.

3.Размещение отчета о проделанной работе на сайте учреждения образования.

1.Изучен фракционный состав мусора, образующегося в домашних условиях.

2.Образцы результатов изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях, разработанные семейные памятки по минимизации отходов размещены на сайте школы.

5. Направление «Качество атмосферного воздуха»

Цель: исследовать атмосферный воздух в микрорайоне учреждения образования, используя выбранные методики, – сделать выводы о том, как состояние воздуха влияет на наше здоровье.

Задачи:

изучить степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный

педагогический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.

Сентябрь 2022

2

Учащиеся 10 класса, члены школьного научно– проектного объединения «П.О.Существу».

Богук О.А.

1.Определение участков для изучения загрязнения атмосферного воздуха.

2.Изучение степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне школы.

3. Размещение отчета о результатах изучения степени загрязнения атмосферного воздуха на сайте учреждения образования.

Проведена работа по изучению степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.

Выявлены причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. Отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха размещен на сайте учреждения образования.

6. Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

Цель: проведение среди местного населения просветительской и информационной экологической работы.

Задачи: расширять кругозор обучающихся экологическими знаниями, информировать по существующим экологическим проблемам; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и природе родного края.

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответств. пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися.

Май 2023

5

Учащиеся 5, 7 классов, члены школьного научно – проектного объединения «П.О. Существу»

Тимофеева Н.Б.

1.Разработка листовки по поддержанию чистоты города, раздельному сбору мусора.

2.Разработка плаката о целях устойчивого развития.

3.Размещение листовки и плаката  в общественных местах.

Разработан наглядный природоохранный информационный материал.

Листовки и плакат размещены на информационных стендах в общественных местах.

Фотографии листовки и плаката размещены на сайте УО.

2.  

6.3 Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения

Сентябрь 2022

10

Учащиеся 7, 9 классов, члены школьного научно – проектного объединения «П.О. Существу»

Тимофеева Н.Б.

Никифорович Е.Ч.

Вакуленко О.П.

1.Изучение литературы и интернет – источников по проблеме энергосбережения и рационального использования природных ресурсов.

2.Разработка дидактических игр, упражнений и познавательного материала по энергосбережению для учащихся начальной школы.

3.Апробация дидактического материала на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Разработан проект по обучению детей с ОПФР основам энергосбережения.

Проект представлен на областном туре республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси» в номинации «Экология», районном объединении руководителей учреждений общего среднего образования и межрайонном методическом объединении учителей – дефектологов.

6.3 Отчет о подготовке, организации и проведении информационных экологических мероприятий для местного населения

Цель: разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные иниициативы.

Дата выполнения задания: сентябрь 2022

Участники направления: Дворанина Кира, Лиля Яна (9 Б класс), Тимофеев Иван, Васильева Валерия, Петкевич Ульяна, Бабаян Арсен (7 Б), Саулич Ирина, Ананченко Ярослав, Карман Евгений (7 В).

Руководитель: Тимофеева Наталья Борисовна, учитель биологии; Вакуленко Ольга Петровна, учитель – дефектолог; Никифорович Елена Чеславовна, учитель информатики.

Результат:

  • разработан проект по обучению детей с ОПФР основам энергосбережения;
  • проект представлен на областном туре республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси» в номинации «Экология», районном объединении руководителей учреждений общего среднего образования и межрайонном методическом объединении учителей – дефектологов;

О проекте «ОБУЧАЕМ! ИГРАЕМ! СБЕРЕГАЕМ!»

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 №82), Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 – 2025 и Кодексе Республики Беларусь об образовании выдвинуто стратегически важное социальное требование – формирование экологической культуры личности. Несомненно, главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Конечно же, данную работу следует начинать с малых лет, а в учреждении общего образования – с начальной школы.

Мировой опыт показывает, что весьма эффективным способом передачи информации являются программы, основанные на принципе «равный обучает равного». Суть данного принципа заключается в том, что специально подготовленные молодые люди передают достоверную информацию по той или иной проблеме своим сверстникам.

Мы, учащиеся 10 класса, члены школьного самоуправления решили воплотить этот принцип в жизнь.

Этапы реализации проекта:

1. Изучение литературы и интернет – источников по проблеме энергосбережения и рационального использования природных ресурсов.

2. Проведение консультации с учителями – дефектологами, классными руководителями об особенностях работы с учащимися с ОПФР.

3. Анализ содержания учебных программ

4. Разработка дидактических игр, упражнений и познавательного материала по энергосбережению для учащихся начальной школы.

5. Апробация дидактического материала на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Предлагаемые материалы помогут учащимся с ОПФР совершить увлекательное путешествие в мир энергосбережения. Играя, отвечая на вопросы, решая ребусы, головоломки, сопоставляя, анализируя, можно многое узнать об энергосбережении, научиться экономить электроэнергию и другие природные ресурсы и заботливее относиться к окружающей среде.

Учебный материал, разработанный в ходе реализации проекта, можно разделить на 3 блока:

  • 1 блок. Дидактические игры. Например: «Раздели на группы», «Четвертый лишний», «5+», «Оцени поступок», «Найди соответствие» и др. позволяют не только расширить и обобщить знания учащихся о способах экономии и бережливости, а также способствуют развитию внимания, словесно – логического мышления, речи учащихся.
  • 2 блок. Упражнения на развитие мелкой моторики. Блок включает в себя игру – шнуровку «Поменяй», по правилам которой необходимо с помощью шнуровки прикрепить изображение светодиодной лампы на место лампы накаливания, текстильную сумку вместо полиэтиленового пакета, а пластиковую бутылку поменять на стеклянную. В этом разделе есть подборка тематических раскрасок «Соедини по цифрам», «Обведи по точкам».

Дидактические игры, упражнения на развитие мелкой моторики оформлены в виде сборника и переданы методическому объединению учителей начальных классов.

  • 3 блок. Познавательные материалы. Наша команда разработала настольную игру «Энергосбережение» для учеников начальной школы, игру-квиз «Береги энергию».

В ходе совместной работы ребята сочинили увлекательные истории и сказки об экономии и бережливости, пьесу об энергосбережении для кукольного театра на белорусском языке.

Материалы мы оформили в виде детских книжек и передали воспитателям группы продленного дня для использования в работе.

Мы апробировали наши разработки, проведя уроки, коррекционные занятия и воспитательные мероприятия в классах интегрированного обучения и воспитания. Игры и упражнения помогли учащимся с ОПФР и их одноклассникам совершить увлекательное путешествие в мир энергосбережения.

Представленный материал поможет педагогам в организации и проведении учебных занятий и внеклассных мероприятий по учебному предмету «Человек и мир», классных и информационных часов, воспитательных мероприятий в группе продленного дня, коррекционных занятий с детьми с ОПФР.

Данный проект был представлены на районном и областном турах республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси». А также на межрайонном методическом объединении учителей – дефектологов, районном методическом объединении директоров школ.

5.1 Отчет об изучении степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации

Цель: изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации.

Дата выполнения задания: сентябрь 2022

Команда: Дворанина Кира, Лиля Яна (10 Б класс)

Руководитель: Богук Ольга Александровна, учитель биологии

Результат:

  • изучена степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне школы;
  • отчет о результатах изучения степени загрязнения атмосферного воздуха размещен на сайте учреждения образования.

Роль зеленых насаждений в черте города очень велика. Они выполняют газозащитную и ветрозащитную функции, снижают запыленность и загазованность воздуха, обладают фитонцидным действием, влияют на тепловой режим и влажность воздуха, борются с шумом.

Считается, что для условий лесной полосы Беларуси наиболее чувствительны к загрязнению воздуха сосновые леса. Сосна чувствительна к загрязнению воздуха. Также сосна удобна тем, что может служить биоиндикатором круглогодично. Это обуславливает выбор сосны как важнейшего индикатора антропогенного влияния, принимаемого в настоящее время за «эталон биодиагностики».

Цель – изучить экологическое состояние атмосферного воздуха города, используя в качестве биоиндикатора сосну обыкновенную.

Материалы и методы. Материал исследования – хвоя сосны обыкновенной. В работе использовались теоретические и практические методы исследования: эксперимент, наблюдение, описание, сравнение, анализ, статистическая обработка данных.

Результаты и их обсуждение. Исследование проводились в сентябре 2022 года на территории города Глубокое. Были определены участки для исследования. Для этого оценили состояние дорог в черте города и выделили четыре участка в черте города, где растут сосны.

Участок № 1 – это лесная зона, расположенная далеко от места скопления автотранспорта. Контрольный участок.

Участок № 2 – зона с наибольшим скоплением автотранспорта на дороге Полоцк – Минск.

Участок № 3 – зона между дорогой и градообразующим предприятием «Глубокский мясокомбинат».

Участок № 4 – зона урочища «Борок».

Участок №2 и №3 располагаются вблизи микрорайона школы.

На данных участках с ветвей 5 деревьев отобрали побеги одинаковой длины. Сняли с них хвою и визуально проанализировали ее. Степень повреждения хвои определялась по наличию хлоротичных пятен, некротических точек и некрозов. Разделили хвою по классам, используя шкалу классов усыхания и повреждения хвои и произвели подсчеты.

Полученные результаты оформлены в таблице № 1

Таблица 1

Повреждение и усыхание хвоинок

Участок № 1

Участок № 2

Участок № 3

Участок № 4

Общее число обследованных хвоинок

200

200

200

200

Количество хвоинок с пятнами

26

69

59

39

Количество хвоинок с усыханием

5

18

4

4

Количество неповрежденных хвоинок

169

113

137

157

Дата отбора проб

07.09.2021

07.09.2021

07.09.2021

07.09.2021

В результате исследования было выявлено, что хвоя, собранная на участках вблизи дорог с большим скоплением автотранспорта наиболее повреждена и подвержена усыханию, чем хвоя на контрольном участке и участке возле дороги с наименьшим скоплением транспорта. Это свидетельствует о том, что в загрязненном воздухе содержится больше опасных веществ, которые задерживаются листовой поверхностью сосны, приводя к образованию пятен с последующим усыханием.

4.5 Отчет об изучении состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях

Цель: изучить состав и количество отходов, размещенных в домашних условиях.

Дата выполнения задания: апрель 2022

Участники направления: учащиеся 8-х и 10-х классов - 111 человек

Руководитель: Богук Ольга Александровна, учитель биологии

Результат:

  • изучено количество и состав отходов, образующихся в домашних условиях;
  • разработаны памятки по минимилизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.
  • отчет о проделанной работе размещен на сайте учреждения образования.
  • Отходы — это вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.

Классификация отходов  по происхождению:

▪ промышленные отходы (отходы производства);

▪ коммунально-бытовые отходы (отходы потребления).

К твердым бытовым отходам относятся следующие компоненты: 

  • бумага;
  • пластик;
  • пищевые и растительные отходы; 
  • различные металлы (цветные и чёрные); 
  • стекло; 
  • текстиль.

Учащиеся 8 А класса в апреле изучали количество и состав отходов, образующихся в домашних условиях.

 Основные виды отходов, содержащихся в домашнем мусорном ведре за апрель 2023 (средний показатель от всех учащихся класса)

Бумага –12 кг

Пищевые отходы  – 26 кг

Пластиковые упаковки (контейнеры, пакеты) – 1,5 кг

Пластиковые бутылки (молочные продукты, напитки) – 14 штук

Стеклянные бутылки– 3 бутылки 

Металл (консервные банки, банки из-под напитков) –0,4 кг

Текстиль – 0,6кг

Памятка по минимизации отходов в домашних условиях

  1. Сортировать мусор по категориям и выбрасывать в соответствующие контейнеры. Сжимать упаковку перед тем, как выбросить.
  2. Отказаться от одноразовой посуды, полиэтиленовой пленки и пакетов.
  3. Для переноса продуктов из магазина использовать матерчатую сумку или биоразлагаемые пакеты.
  4. Четко планировать свои покупки.
  5. Хранить продукты правильно.
  6. Готовить еду сразу на несколько раз, что позволит снизить коммунальные платежи.
  7. Не покупать одежды и обуви больше, чем нужно.
  8. Ненужные вещи или бытовые приборы отдать нуждающимся людям или отвозить в пункты переработки.
  9. Собирать и сдавать макулатуру в школу.
  10. Перерабатывать пищевые отходы в компост (для квартиры подойдет вермикомпостер).

 

3.4. Отчет об изучении потребления воды дома

Цель: изучить потребление воды дома.

Дата выполнения задания: декабрь 2022 г.– апрель 2023 г.

Участники направления: учащиеся 6-х и 7-х классов - 120 человек

Руководитель: Тимофеева Наталья Борисовна, учитель биологии

Результат:

  • изучено потребление воды дома;
  • разработана памятка по экономии воды;
  • образцы результатов изучения потребления воды, памятка по рациональному использованию воды и ее сбережению дома размещены на сайте школы.

Ресурсы нашей планеты не бесконечны. В наше время очень остро стоит вопрос бережного и рационального использования энергоресурсов. А это, в первую очередь, зависит от каждого, живущего в стране, использующего энергоресурсы на свои блага, и часто не задумывающиеся о будущем нашей страны. Каждая семья может помочь в энергосбережении.

Экономим воду!

Экономия горячей воды для нашей семьи также важна, так как для нагрева воды используется газ.

Для экономии рекомендуется пользоваться:

  • шаровыми кранами, которые позволяют смешивать воду без дополнительного пролива. Не оставляем включенный кран без присмотра.
  • душем. На принятие душа уходит в 10–20 раз меньше воды, чем на принятие ванны.
  • мы не включаем воду полной струей. В 90% случаев вполне достаточно небольшой струи. Не забываем выключать воду, когда чистим зубы!

Мы изучили количество расходуемой воды до активного внедрения идей энергосбережения (2021 г.) и после (2022 г.) (таблица 1, рисунок1).

Таблица 1

месяц

Количество израсходованной воды, куб

2021

2022

Январь

6

8

Февраль

6

8

Март

8

5

Апрель

8

5

Май

8

5

Июнь

8

6

Июль

8

10

Август

8

6

Сентябрь

8

8

Октябрь

8

6

Ноябрь

8

6

Декабрь

8

5

Итого

92

78

Рисунок 1. Количество расходуемой воды до активного внедрения идей энергосбережения (2021 г.) и после (2022 г.)

Разница за год составила 14 куб.

Памятка по рациональному использованию воды и ее сбережению дома

 

2.5. Отчет об изучении потребления электроэнергии и расходования тепла дома

Цель: изучить потребление электроэнергии и расходования тепла в доме.

Дата выполнения задания: декабрь 2022 г.– апрель 2023 г.

Участники направления: учащиеся 5-х и 7-х классов  - 125 человек

Руководитель: Тимофеева Наталья Борисовна, учитель биологии

Результат:

изучено потребление электроэнергии и расходования тепла в доме;

разработана памятка по экономии тепла и электроэнергии в доме;

образцы результатов изучения потребления электроэнергии и расходования тепла, памятка по эффективному энергосбережению размещены на сайте школы.

Ресурсы нашей планеты не бесконечны. В наше время очень остро стоит вопрос бережного и рационального использования энергоресурсов. А это, в первую очередь, зависит от каждого, живущего в стране, использующего энергоресурсы на свои блага, и часто не задумывающиеся о будущем нашей страны. Каждая семья может помочь в энергосбережении.

Экономим тепло!

Некоторые способы сохранения тепла можно внедрить на этапе капитального ремонта дома. К ним относится:

  • замена деревянных окон на пластиковые многокамерные стеклопакеты;
  • уплотнение притвора входной двери самоклеющимся уплотнителем;
  • установка второй двери на входе в дом;
  • замена чугунных радиаторов на алюминиевые (известно, что теплоотдача этих радиаторов на 40-50% выше) и установка теплоотражающих экранов (рисунок 1).

Рисунок 1

Рисунок 2

Наличие датчика температуры газового котла (рисунок 2) позволяет поддерживать температуру в доме, не приводя к образованию избытка тепла.

В солнечный прохладный день газовый котел включается реже, чем в пасмурный день с аналогичной температурой. Для подтверждения или опровержения этого факта провели эксперимент: мы подсчитывали количество включений газового котла в осенний пасмурный день (температура воздуха +4°С) и осенний солнечный день (температура воздуха +4°С) (рисунок 3).

Рисунок 3. Периодичность включения газового котла в солнечный и пасмурный день

Результат: в солнечный день газовый котел включается 1 раз в 100 минут, в пасмурный день с аналогичной температурой газовый котел включается 1 раз в 45 мин.

Обычный шкаф–купе помогает сохранить тепло, если его расположить вдоль холодной стенки. Мы решили проверить эту идею. Для этого мы замерили температуру воздуха на улице, в шкафу и в комнате. Температура на улице -4°С, в комнате +23°С. В шкафу-купе градусник показал температуру на 3° ниже, чем в комнате - +21°С.

Экономим электроэнергию!

Мы определили следующие способы экономии электроэнергии:

  1. Использование солнечного света.
  2. Обои светлых тонов. Известно, что светлые стены, светлые шторы, чистые окна сокращают затраты на освещение на 10-15%.
  3. Использование энергосберегающих светодиодных ламп.
  4. Электроприборы никогда не работают впустую:
  • на ночь выключаем все электроприборы (кроме холодильника и морозильной камеры) из розетки, так как даже в спящем режиме они все равно потребляют электроэнергию. А такие приборы как посудомоечная и стиральная машина мы отключаем от питания сразу же после пользования ими.
  • для экономии энергии мы используем стиральную и посудомоечную машину при её полной загрузке;
  • в электрочайник для кипячения нельзя наливать лишнюю воду. Мы измерили время закипания полного чайника и неполного. Оказалось, что быстрей вскипятить неполный чайник, чем полный (рисунок 4).

Рисунок 4. Время закипания электрочайника, мин.

  • для приготовления пищи воду в кастрюле кипятить с закрытой крышкой. Мы измерили время закипания кастрюли (2л) с крышкой и без крышки (рисунок 5).
  • Рисунок 5. Время закипания кастрюли (2л), мин.

5. Использование местных светильников (бра), когда нет необходимости в общем освещении.

6. При покупке электроприборов и бытовой техники уделяем большое внимание ее энергоэффективности. Например стиральная машина А++ класса позволяет экономить до 20% электроэнергии по сравнению с аналогичными моделями класса А.

7. И, наконец, основное правило: выходя из комнаты гасить свет!

Мы изучили количество потребляемой электрической до активного внедрения идей энергосбережения (2021) и после (2022) (таблица 1, рис. 6).

месяц

Количество израсходованной электроэнергии, кВт/ ч.

Лампы накаливания (2020)

Энергосберегающие лампы (2021)

Январь

227

150

Февраль

223

150

Март

220

150

Апрель

211

135

Май

203

130

Июнь

196

125

Июль

190

130

Август

200

120

Сентябрь

215

130

Октябрь

221

140

Ноябрь

       225       

150

Декабрь

227

150

ИТОГО за год

2558 кВт/ ч.

1660 кВт/ ч.

Рисунок 6. Расход электроэнергии до активного внедрения идей энергосбережения (2021) и после (2022)

Разница за год составила 898 кВт/ ч.

Каждая семья может соблюдать простые правила по энергосбережению! (информационный буклет)

Бытовая техника

Причины повышенного энергопотребления

Способ решения проблемы

Чайник

Полностью наполненный водой электрический чайник

Наливайте утром нужное количество воды

Накипь на внутренних стенках чайника

Своевременно удаляйте из электрочайника накипь.

Газовая плита

Размер посуды не соответствует диаметру конфорки.

Нужно применять посуду с дном, которое равно или чуть превосходит диаметр конфорки.

Быстрое испарение воды удлиняет время приготовления пищи.

При приготовлении пищи желательно закрывать кастрюлю крышкой.

Стиральная машина

Посудомоечная машина

При неполной загрузке стиральной/посудомоечной машины происходит перерасход электроэнергии примерно на 10-15%.

Следовать инструкции к стиральной/посудомоечной машине, где изложены особенности каждого из режимов работы и нормативы загрузки белья/посуды.

Осветительные приборы

Использование ламп накаливания и  устаревшей электробытовой техники

Замена ламп накаливания энергосберегающими лампами. Не надо пренебрегать естественным освещением.

Холодильник

Нарушение правил эксплуатации

Холодильник необходимо ставить вдали от отопительных приборов.

Утюг

Чтобы отгладить пересушенное белье, нужен более горячий утюг.

Желательно оставлять белье чуть-чуть недосушенным.

Пылесос

Заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание, соответственно, возрастает расход потребления электроэнергии.

Чаще очищайте пылесборник пылесоса

Любое бытовое оборудование, оставленное в режиме ожидания

В режиме ожидания продолжается потребление энергии.

Не оставляйте оборудование в режиме ожидания, выключайте его из розетки.

1.13 Отчет о посещении Березинского заповедника

 Цель: посетить и собрать информацию об особо охраняемой территории Березинском заповеднике.

Дата выполнения этапа: 20 мая 2023

Команда: учащиеся 3-х классов – 73 человека.

Руководители: Филитарина Алеся Дмитриевна, классный руководитель 3 А; Бабич Оксана Михайловна, классный руководитель 3 Б; Свечникова Татьяна Александровна, классный руководитель 3 В.

Результат:

  • оформлен стенд с кратким описанием уникальности территории;
  • изучены виды животных и растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь и произрастающих на территории Березинского заповедника.

Дикие животные и дикорастущие растения, включенные в Красную книгу Республики Беларусь и произрастающие на территории Березинского заповедника

Венерин башмачок настоящий

Прострел раскрытый

Лилия кудреватая

Черепаха болотная

Черный аист

Филин

Черный коршун

Горностай

Зубр европейский

Рысь европейская

Барсук

Медведь бурый

1.7 Отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки

Цель: изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Дата выполнения этапа: ноябрь – март 2023

Команда: учащиеся 8–х классов: Тарнацкий К., Лобан Н., Петух А., Красников М., Скороходов А., 9 Б класса – Баран В., Альхименок К., 4 В класса – Альхименок А., Грицкевич М., Гайдук С.

Руководитель: Сивцевич М. В., учитель технического труда; Смольская Д.А. – педагог-организатор

Результат:

  • изготовлены и размещены кормушки для птиц;
  • организована подкормка птиц;
  • отчёт размещён на сайте учреждения образования.

   На кормушках ребята наблюдали воробья и синицу. Ворона была замечена на мусорных контейнерах.

   Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

   Синицы селятся в самых разных местах. Зимой часто ищут ночлег возле жилых домов. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

   Даже вороне трудно в холодное время года. Часто ее можно встретить на свалках и контейнерных площадках.

   Основные зимние корма: пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало.

   После того как учащиеся повесили кормушки, было замечено, что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками.

Отчёт об участии в национальной акции "Зимние учёты птиц"

   Уже который год в январе проходят ежегодная национальная акция «Зимние учеты птиц». Учеты проводятся, чтобы оценить, сколько и каких видов птиц зимует в Беларуси. Это позволяет лучше планировать действия по их сохранению как на уровне страны, так и на международном уровне. Зимние учеты проводятся во многих странах мира и дают информацию почти о 900 видах птиц. Инициируют подсчеты, консультируют и ведут учет птиц в Республике Беларусь специалисты общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны».

   Юные орнитологи нашей школы приняли участие в этой зимней акции. Учащиеся 4В класса Альхименок А., Грицкевич Д., Гайдук С. подсчитали птиц в месте впадения реки Березовка в озеро Кагальное. Более 40 крякв они увидели на реке. В этих местах уток можно наблюдать практически в любую пору года.

   Ребята не только подсчитали птиц, но и прекрасным зимним днем понаблюдали за тем, как плавают, ныряют и общаются между собой утки. Было здорово!

1.5 Отчет об изучении разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории 

Цель: изучить разнообразие наземных насекомых на территории Государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г.Глубокое имени П.О.Сухого»

Дата выполнения этапа: апрель 2023

Участники направления: учащиеся 5-х и 9-х классов, 126 человек

Руководитель: Тимофеева Наталья Борисовна, учитель биологии

Результат:

  • изучено разнообразие насекомых на пришкольной территории;
  • на картосхеме территории школы обозначены места наблюдения 10 видов насекомых;
  • отчёт размещён на сайте учреждения образования.

Разнообразие насекомых на пришкольной территории

Бронзовка обыкновенная

Жук майский

Муравей садовый

Божья коровка

Жук – щелкун

Пёстрый кузнечик

Уховертка обыкновенная

Листоед тополевый

Щитник древесный

Клоп - солдатик

1.4 Отчет об изучении разнообразия птиц на пришкольной территории и природного окружения учреждения образования

Цель: изучить разнообразие птиц на территории Государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г. Глубокое имени П. О. Сухого», а также на территории природного окружения учреждения образования (озеро Кагальное).

Дата выполнения этапа: октябрь 2022, май 2023

Участники направления: учащиеся 5-х классов, 9–х классов – 126 человек.

Руководители: Пялинок Татьяна Петровна, учитель начальных классов, Тимофеева Наталья Борисовна

Результат:

  • изучено разнообразие птиц на пришкольной территории, а также на территории природного окружения школы (прибрежная зона озера Кагальное);
  • определено 12 видов птиц;
  • на картосхеме территории школы и территории природного окружения обозначены места наблюдения 10 видов птиц;
  • составлен отчет об участии в национальной акции «Осенние наблюдения за птицами»;
  • отчёт размещён на сайте учреждения образования.

Разнообразие птиц на пришкольной территории и на территории природного окружения школы (прибрежная зона озера Кагальное)

Воробей домовой

Большая синица

Голубь сизый

Ворона серая

Галка

Скворец

Кряква

Лысуха

Камышовка

Лебедь

Чомга

Чайка озерная

Отчёт об участии в национальной акции "Осенние наблюдения за птицами"

Осенние дни наблюдения за птицами – крупнейшая акция глобальной Ассоциации природоохранных организаций BirdLife International.

В Беларуси «Осенние дни наблюдений за птицами» проводятся с 1999 года при поддержке Министерства образования Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Цель акции - привлечь внимание людей к миру птиц, к проблемам сохранения мест их обитания и охраны природы в целом.

Принимая участие в осенних днях наблюдений за птицами, проводя простейшие подсчеты птиц своей местности, любители природы вносят свой посильный вклад в массовое экологическое мероприятие европейского масштаба.

2 октября 2021 года к акции присоединились учащиеся Средней школы №1 г. Глубокое имени П.О. Сухого. которые, наблюдали за птицами, находящимися на территории школы, а также на прибрежной территории озера Кагальное. В ходе наблюдения ими было замечено 5 видов птиц, некоторых из них даже удалось сфотографировать.

Самыми распространенными птицами были кряквы. Вторыми распространёнными птицами были сизые голуби и воробьи. Третьими – вороны и сороки.

Все наблюдения за пернатыми вызвали у ребят большой интерес. А учащаяся 4В класса Альхименок Александра совместно с классным руководителем Пялинок Татьяной Петровной разработала интеллектуальную игру «Птицы озера Кагальное», которую она представила на классном часе.

  Интеллектуальная игра (автор Альхименок А.)