1.Полное официальное название учреждения образования (иного учреждения, организации) |
ГУО «Средняя школа №1 г.Глубокое имени |
2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения, организации) |
Саулич Инна Леонидовна |
3. Почтовый адрес учреждения образования (иного учреждения, организации) |
Г. Глубокое, ул. Дзержинского, 43 |
4. Телефон (с кодом) |
80215655658 |
5. Факс (с кодом) |
80215655658 |
6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования (иного учреждения, организации) |
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
7. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работупо проекту «Зелёные школы» |
Тимофеева Наталья Борисовна |
8. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работупо проекту «Зелёные школы» |
80215655670 +375336972811 |
9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работупо проекту «Зелёные школы» |
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
10. Общая численность работников учреждения образования (иного учреждения, организации) |
69 |
11. Количество работников учреждения образования (иного учреждения, организации), принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы» |
10 |
12. Общая численность обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации) |
745 |
13. Количество обучающихся учреждения образования (иного учреждения, организации), принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы» |
239 |
14. Каким образом реализуется проект «Зелёные школы» в учреждении образования (ином учреждении, организации) |
Учебные занятия, организация исследовательской деятельности учащихся в рамках школьного научно – проектного объединения «П.О. Существу», объединения по интересам, внеклассные мероприятия, классные и информационные часы |
15. Сроки реализации проекта «Зелёные школы» в учреждении образования (ином учреждении, организации) |
С сентября 2021 года |
16. Количество заданий, выполненных по соответствующим направлениям проекта «Зелёные школы»:
Общее количество выполненных заданий |
12 6 1 1 1 1 2 12 |
17. На диплом какого уровня претендует учреждение образования (иное учреждение, организация) |
III степени |
Анализ ситуации
Цель работы: формирование экологически грамотной личности, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлении.
Задачи:
- актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных данной местности и условиях его сохранения и увеличения;
- формировать элементарные навыки рационального использования природных ресурсов (на примере использования воды, энергии);
- формировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды;
- вовлекать воспитанников и их родителей (законных представителей) в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам;
- создавать условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей воспитанников;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
2. Уровень результативности: высокий. Результаты оценивались через наблюдение за поведением школьников, опрос их родителей, анкетирование учащихся, родителей, создание презентаций экологических акций, проведение экологических игр и викторин, анализ полученных данных. Имеются достижения в экологических акциях и конкурсах.
4. План действий в новом учебном году: продолжить работу по проекту «Зелёные школы»; увеличить количество выполненных заданий по каждому разделу проекта; привлечь более широкий круг активных участников проекта, обновлять информацию на сайте школы при повторном выполнении заданий; участвовать в республиканских, областных, районных и местных экологических акциях, конкурсах и фестивалях; организовать сотрудничество в рамках проекта «Зеленые школы» с другими организациями.
Выполнение заданий
1. Направление «Биоразнообразие»
Цель: изучить биоразнообразие растений и животных на территории ГУО "Средняя школа № 1 г. Глубокое имени П.О. Сухого".
Задачи:
- провести определение видов растений, птиц, насекомых;
- создать картосхему пришкольной и прилегающей к ней территории;
- изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц;
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответств. пед. работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1 |
1.1.Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования. |
Май 2023 |
125 |
Учащиеся 5, 7 классов, члены школьного научно – проектного объединения «П.О. Существу» |
Тимофеева Н.Б. |
1.Изучение правил работы с определителями. 2.Составление картосхемы пришкольной территории. 3.Выбор мест для изучения видового разнообразия дикорастущих травянистых растений. 4.Определение растений. 5.Фотографирование растений. 6.Обозначение местонахождений дикорастущих травянистых растений на картосхеме. |
Создана и размещена картосхема УО, на которой обозначено 8 мест местонахождения 16 видов травянистых растений. Размещены изображения с описанием каждого вида травянистых растений. Информация о результатах выполнения заданий размещена на сайте учреждения образования. |
2 |
1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования, используя квадратную рамку со стороной 1м2 |
Май 2023 |
99 |
Учащиеся 9-х классов |
Тимофеева Н.Б. |
1.Ознакомление с правилами работы. 2.Изготовление квадратной рамки со стороной 1м2.. 3.Выбор участков с различными условиями среды. 4.Изучение видового разнообразия травянистых растений в местах с различными условиями произрастания. 5.Составление списка растений на каждом участке. 6.Фотографирование изучаемых участков. 7.Оформление результатов выполнения задания. |
Произведен количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на пришкольной территории, не менее 4–х площадок (в том числе с постоянным антропогенным воздействием). На сайте учреждения образования размещен отчет о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях. |
3 |
1.4. Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования. |
Октябрь 2022, май 2023 |
126 |
Учащиеся 5-х, 9-х классов |
Плескачевская М.Н. Тимофеева Н.Б. |
1.Выбор мест наблюдения за птицами. 2.Наблюдение за птицами. 3.Определение птиц. 4.Обозначение мест наблюдения на картосхеме учреждения образования. 5.Размещение информации о разнообразии птиц территории учреждения образования на сайте школы. |
На картосхеме обозначены места наблюдения за птицами, размещены изображения каждого вида птиц. На сайте УО размещена информация о разнообразии птиц территории школы. Составлен отчет об участии в акции «Осенние наблюдения за птицами». |
4 |
1.5. Изучить разнообразие насекомых на пришкольной территории. |
Апрель 2023 |
126 |
Учащиеся 5-х, 9-х классов |
Тимофеева Н.Б. |
1.Выбор мест наблюдения за насекомыми. 2.Наблюдение за насекомыми, определение 10 видов. 3.Обозначение мест наблюдения на картосхеме учреждения образования. 4.Размещение информации о разнообразии насекомых территории учреждения образования на сайте школы. |
Изучено 10 видов насекомых. На картосхеме территории школы обозначены места наблюдения за насекомыми, размещены изображения каждого вида. На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии насекомых территории школы. |
5 |
1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц. |
Ноябрь 2022– март 2023 |
10 |
Учащиеся 4,7,9 классов, члены школьного научно – проектного объединения «П.О. Существу», объединения по интересам «Техническое творчество». |
Смольская Д.А. Сивцевич М.В. |
1.Изготовление кормушек для птиц. 2.Размещение кормушек для птиц на территории школы. 3. Подкормка птиц. 4.Участие в национальной акции «Зимние учеты птиц». 5.Размещение отчета на сайте учреждения образования. |
Составлен отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчет и фотографии птиц размещены на сайте УО. Составлен отчет об участии в национальной акции «Зимние учеты птиц». |
6 |
1.13. Посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению особо охраняемой территории. |
Май 2023 |
73 |
Учащиеся 2-х классов |
Бабич О.М. Филитарина А.Д. Свечникова Т.А. |
1.Посещение Березинского биосферного заповедника. 2.Изучение видов животных и растений, проживающих на территории заповедника и занесенных в Красную книгу Республики Беларусь. 3.Оформление в школе стенда с кратким описанием уникальности Березинского биосферного заповедника. |
Оформлена картосхема на стенде с кратким описанием уникальности Березинского биосферного заповедника. Размещены изображения видов животных и растений, проживающих на территории заповедника и занесенных в Красную книгу Республики Беларусь. |
2. Направление «Энергосбережение»
Цель: приобщить обучающихся к рациональному энергопотреблению.
Задачи: изучить потребление электроэнергии и расходования тепла в доме; разработать памятки по рациональному использованию энергии дома.
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответств. пед. работник |
Краткое описание выполнения задания |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
2.5. Провести изучение потребления электроэнергии |
Декабрь 2022 – апрель 2023 |
125 |
Учащиеся 5-х, 7-х классов, члены школьного научно – проектного объединения «П.О.Существу» |
Тимофеева Н.Б. |
1.Изучение способов экономии тепла и электроэнергии дома, их эффективности. 2.Разработка памятки по рациональному использованию энергии дома. |
Изучены способы экономии тепла и электроэнергии в доме. Разработана памятка по рациональному использованию энергии дома. Отчет размещен на сайте УО. |
3. Направление «Водосбережение»
Цель: приобщить обучающихся к рациональному потреблению воды.
Задачи: изучить потребление воды дома; разработать памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома.
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответств. Пед. работник |
Краткое описание выполнения задания |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
3.4. Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома. |
декабрь 2022 г.– апрель 2023 г. |
120 |
Учащиеся 6-х, 7-х классов, члены школьного научно – проектного объединения «П.О.Существу» |
Тимофеева Н.Б. |
1.Изучение способов экономии воды дома. 2. Определение эффективности способов экономии воды дома. 3.Разработка памятки по рациональному использованию воды дома. |
Изучены способы экономии воды в доме, их эффективность. Разработана памятка по рациональному использованию воды дома. Образцы результатов изучения потребления расходованию воды дома, разработанная памятка размещены на сайте УО. |
4. Направление «Обращение с отходами»
Цель: вовлечение учащихся в деятельность по уменьшению объёма отходов и правильному управлению отходами в пределах школы и дома.
Задачи:
- изучить состав и количество образующихся отходов дома;
- показать пути решения проблемы отходов, разработать план действий по минимизации отходов дома.
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагогический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
4.5. Провести изучение состава образующихся в домашних условиях |
Апрель 2023 |
111 |
Учащиеся 8-х, 10-х классов |
Богук О.А. |
1.Изучение количества и состава отходов, образующихся в домашних условиях. 2.Разработка памятки по минимилизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче. 3.Размещение отчета о проделанной работе на сайте учреждения образования. |
1.Изучен фракционный состав мусора, образующегося в домашних условиях. 2.Образцы результатов изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях, разработанные семейные памятки по минимизации отходов размещены на сайте школы. |
5. Направление «Качество атмосферного воздуха»
Цель: исследовать атмосферный воздух в микрорайоне учреждения образования, используя выбранные методики, – сделать выводы о том, как состояние воздуха влияет на наше здоровье.
Задачи:
изучить степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагогический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования. |
Сентябрь 2022 |
2 |
Учащиеся 10 класса, члены школьного научно– проектного объединения «П.О.Существу». |
Богук О.А. |
1.Определение участков для изучения загрязнения атмосферного воздуха. 2.Изучение степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне школы. 3. Размещение отчета о результатах изучения степени загрязнения атмосферного воздуха на сайте учреждения образования. |
Проведена работа по изучению степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования. Выявлены причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. Отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха размещен на сайте учреждения образования. |
6. Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»
Цель: проведение среди местного населения просветительской и информационной экологической работы.
Задачи: расширять кругозор обучающихся экологическими знаниями, информировать по существующим экологическим проблемам; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и природе родного края.
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответств. пед. работник |
Краткое описание выполнения задания |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1. |
6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися. |
Май 2023 |
5 |
Учащиеся 5, 7 классов, члены школьного научно – проектного объединения «П.О. Существу» |
Тимофеева Н.Б. |
1.Разработка листовки по поддержанию чистоты города, раздельному сбору мусора. 2.Разработка плаката о целях устойчивого развития. 3.Размещение листовки и плаката в общественных местах. |
Разработан наглядный природоохранный информационный материал. Листовки и плакат размещены на информационных стендах в общественных местах. Фотографии листовки и плаката размещены на сайте УО. |
2. |
6.3 Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения
|
Сентябрь 2022 |
10 |
Учащиеся 7, 9 классов, члены школьного научно – проектного объединения «П.О. Существу» |
Тимофеева Н.Б. Никифорович Е.Ч. Вакуленко О.П. |
1.Изучение литературы и интернет – источников по проблеме энергосбережения и рационального использования природных ресурсов. 2.Разработка дидактических игр, упражнений и познавательного материала по энергосбережению для учащихся начальной школы. 3.Апробация дидактического материала на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях. |
Разработан проект по обучению детей с ОПФР основам энергосбережения. Проект представлен на областном туре республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси» в номинации «Экология», районном объединении руководителей учреждений общего среднего образования и межрайонном методическом объединении учителей – дефектологов. |
6.3 Отчет о подготовке, организации и проведении информационных экологических мероприятий для местного населения
Цель: разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные иниициативы.
Дата выполнения задания: сентябрь 2022
Участники направления: Дворанина Кира, Лиля Яна (9 Б класс), Тимофеев Иван, Васильева Валерия, Петкевич Ульяна, Бабаян Арсен (7 Б), Саулич Ирина, Ананченко Ярослав, Карман Евгений (7 В).
Руководитель: Тимофеева Наталья Борисовна, учитель биологии; Вакуленко Ольга Петровна, учитель – дефектолог; Никифорович Елена Чеславовна, учитель информатики.
Результат:
- разработан проект по обучению детей с ОПФР основам энергосбережения;
- проект представлен на областном туре республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси» в номинации «Экология», районном объединении руководителей учреждений общего среднего образования и межрайонном методическом объединении учителей – дефектологов;
О проекте «ОБУЧАЕМ! ИГРАЕМ! СБЕРЕГАЕМ!»
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 №82), Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 – 2025 и Кодексе Республики Беларусь об образовании выдвинуто стратегически важное социальное требование – формирование экологической культуры личности. Несомненно, главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Конечно же, данную работу следует начинать с малых лет, а в учреждении общего образования – с начальной школы.
Мировой опыт показывает, что весьма эффективным способом передачи информации являются программы, основанные на принципе «равный обучает равного». Суть данного принципа заключается в том, что специально подготовленные молодые люди передают достоверную информацию по той или иной проблеме своим сверстникам.
Мы, учащиеся 10 класса, члены школьного самоуправления решили воплотить этот принцип в жизнь.
Этапы реализации проекта:
1. Изучение литературы и интернет – источников по проблеме энергосбережения и рационального использования природных ресурсов.
2. Проведение консультации с учителями – дефектологами, классными руководителями об особенностях работы с учащимися с ОПФР.
3. Анализ содержания учебных программ
4. Разработка дидактических игр, упражнений и познавательного материала по энергосбережению для учащихся начальной школы.
5. Апробация дидактического материала на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях.
Предлагаемые материалы помогут учащимся с ОПФР совершить увлекательное путешествие в мир энергосбережения. Играя, отвечая на вопросы, решая ребусы, головоломки, сопоставляя, анализируя, можно многое узнать об энергосбережении, научиться экономить электроэнергию и другие природные ресурсы и заботливее относиться к окружающей среде.
Учебный материал, разработанный в ходе реализации проекта, можно разделить на 3 блока:
- 1 блок. Дидактические игры. Например: «Раздели на группы», «Четвертый лишний», «5+», «Оцени поступок», «Найди соответствие» и др. позволяют не только расширить и обобщить знания учащихся о способах экономии и бережливости, а также способствуют развитию внимания, словесно – логического мышления, речи учащихся.
- 2 блок. Упражнения на развитие мелкой моторики. Блок включает в себя игру – шнуровку «Поменяй», по правилам которой необходимо с помощью шнуровки прикрепить изображение светодиодной лампы на место лампы накаливания, текстильную сумку вместо полиэтиленового пакета, а пластиковую бутылку поменять на стеклянную. В этом разделе есть подборка тематических раскрасок «Соедини по цифрам», «Обведи по точкам».
Дидактические игры, упражнения на развитие мелкой моторики оформлены в виде сборника и переданы методическому объединению учителей начальных классов.
- 3 блок. Познавательные материалы. Наша команда разработала настольную игру «Энергосбережение» для учеников начальной школы, игру-квиз «Береги энергию».
В ходе совместной работы ребята сочинили увлекательные истории и сказки об экономии и бережливости, пьесу об энергосбережении для кукольного театра на белорусском языке.
Материалы мы оформили в виде детских книжек и передали воспитателям группы продленного дня для использования в работе.
Мы апробировали наши разработки, проведя уроки, коррекционные занятия и воспитательные мероприятия в классах интегрированного обучения и воспитания. Игры и упражнения помогли учащимся с ОПФР и их одноклассникам совершить увлекательное путешествие в мир энергосбережения.
Представленный материал поможет педагогам в организации и проведении учебных занятий и внеклассных мероприятий по учебному предмету «Человек и мир», классных и информационных часов, воспитательных мероприятий в группе продленного дня, коррекционных занятий с детьми с ОПФР.
Данный проект был представлены на районном и областном турах республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси». А также на межрайонном методическом объединении учителей – дефектологов, районном методическом объединении директоров школ.
5.1 Отчет об изучении степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации
Цель: изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации.
Дата выполнения задания: сентябрь 2022
Команда: Дворанина Кира, Лиля Яна (10 Б класс)
Руководитель: Богук Ольга Александровна, учитель биологии
Результат:
- изучена степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне школы;
- отчет о результатах изучения степени загрязнения атмосферного воздуха размещен на сайте учреждения образования.
Роль зеленых насаждений в черте города очень велика. Они выполняют газозащитную и ветрозащитную функции, снижают запыленность и загазованность воздуха, обладают фитонцидным действием, влияют на тепловой режим и влажность воздуха, борются с шумом.
Считается, что для условий лесной полосы Беларуси наиболее чувствительны к загрязнению воздуха сосновые леса. Сосна чувствительна к загрязнению воздуха. Также сосна удобна тем, что может служить биоиндикатором круглогодично. Это обуславливает выбор сосны как важнейшего индикатора антропогенного влияния, принимаемого в настоящее время за «эталон биодиагностики».
Цель – изучить экологическое состояние атмосферного воздуха города, используя в качестве биоиндикатора сосну обыкновенную.
Материалы и методы. Материал исследования – хвоя сосны обыкновенной. В работе использовались теоретические и практические методы исследования: эксперимент, наблюдение, описание, сравнение, анализ, статистическая обработка данных.
Результаты и их обсуждение. Исследование проводились в сентябре 2022 года на территории города Глубокое. Были определены участки для исследования. Для этого оценили состояние дорог в черте города и выделили четыре участка в черте города, где растут сосны.
Участок № 1 – это лесная зона, расположенная далеко от места скопления автотранспорта. Контрольный участок.
Участок № 2 – зона с наибольшим скоплением автотранспорта на дороге Полоцк – Минск.
Участок № 3 – зона между дорогой и градообразующим предприятием «Глубокский мясокомбинат».
Участок № 4 – зона урочища «Борок».
Участок №2 и №3 располагаются вблизи микрорайона школы.
На данных участках с ветвей 5 деревьев отобрали побеги одинаковой длины. Сняли с них хвою и визуально проанализировали ее. Степень повреждения хвои определялась по наличию хлоротичных пятен, некротических точек и некрозов. Разделили хвою по классам, используя шкалу классов усыхания и повреждения хвои и произвели подсчеты.
Полученные результаты оформлены в таблице № 1
Таблица 1
Повреждение и усыхание хвоинок |
Участок № 1 |
Участок № 2 |
Участок № 3 |
Участок № 4 |
Общее число обследованных хвоинок |
200 |
200 |
200 |
200 |
Количество хвоинок с пятнами |
26 |
69 |
59 |
39 |
Количество хвоинок с усыханием |
5 |
18 |
4 |
4 |
Количество неповрежденных хвоинок |
169 |
113 |
137 |
157 |
Дата отбора проб |
07.09.2021 |
07.09.2021 |
07.09.2021 |
07.09.2021 |
В результате исследования было выявлено, что хвоя, собранная на участках вблизи дорог с большим скоплением автотранспорта наиболее повреждена и подвержена усыханию, чем хвоя на контрольном участке и участке возле дороги с наименьшим скоплением транспорта. Это свидетельствует о том, что в загрязненном воздухе содержится больше опасных веществ, которые задерживаются листовой поверхностью сосны, приводя к образованию пятен с последующим усыханием.
4.5 Отчет об изучении состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях
Цель: изучить состав и количество отходов, размещенных в домашних условиях.
Дата выполнения задания: апрель 2022
Участники направления: учащиеся 8-х и 10-х классов - 111 человек
Руководитель: Богук Ольга Александровна, учитель биологии
Результат:
- изучено количество и состав отходов, образующихся в домашних условиях;
- разработаны памятки по минимилизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.
- отчет о проделанной работе размещен на сайте учреждения образования.
- Отходы — это вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.
Классификация отходов по происхождению:
▪ промышленные отходы (отходы производства);
▪ коммунально-бытовые отходы (отходы потребления).
К твердым бытовым отходам относятся следующие компоненты:
- бумага;
- пластик;
- пищевые и растительные отходы;
- различные металлы (цветные и чёрные);
- стекло;
- текстиль.
Учащиеся 8 А класса в апреле изучали количество и состав отходов, образующихся в домашних условиях.
Основные виды отходов, содержащихся в домашнем мусорном ведре за апрель 2023 (средний показатель от всех учащихся класса)
Бумага –12 кг
Пищевые отходы – 26 кг
Пластиковые упаковки (контейнеры, пакеты) – 1,5 кг
Пластиковые бутылки (молочные продукты, напитки) – 14 штук
Стеклянные бутылки– 3 бутылки
Металл (консервные банки, банки из-под напитков) –0,4 кг
Текстиль – 0,6кг
Памятка по минимизации отходов в домашних условиях
- Сортировать мусор по категориям и выбрасывать в соответствующие контейнеры. Сжимать упаковку перед тем, как выбросить.
- Отказаться от одноразовой посуды, полиэтиленовой пленки и пакетов.
- Для переноса продуктов из магазина использовать матерчатую сумку или биоразлагаемые пакеты.
- Четко планировать свои покупки.
- Хранить продукты правильно.
- Готовить еду сразу на несколько раз, что позволит снизить коммунальные платежи.
- Не покупать одежды и обуви больше, чем нужно.
- Ненужные вещи или бытовые приборы отдать нуждающимся людям или отвозить в пункты переработки.
- Собирать и сдавать макулатуру в школу.
- Перерабатывать пищевые отходы в компост (для квартиры подойдет вермикомпостер).
3.4. Отчет об изучении потребления воды дома
Цель: изучить потребление воды дома.
Дата выполнения задания: декабрь 2022 г.– апрель 2023 г.
Участники направления: учащиеся 6-х и 7-х классов - 120 человек
Руководитель: Тимофеева Наталья Борисовна, учитель биологии
Результат:
- изучено потребление воды дома;
- разработана памятка по экономии воды;
- образцы результатов изучения потребления воды, памятка по рациональному использованию воды и ее сбережению дома размещены на сайте школы.
Ресурсы нашей планеты не бесконечны. В наше время очень остро стоит вопрос бережного и рационального использования энергоресурсов. А это, в первую очередь, зависит от каждого, живущего в стране, использующего энергоресурсы на свои блага, и часто не задумывающиеся о будущем нашей страны. Каждая семья может помочь в энергосбережении.
Экономия горячей воды для нашей семьи также важна, так как для нагрева воды используется газ.
Для экономии рекомендуется пользоваться:
- шаровыми кранами, которые позволяют смешивать воду без дополнительного пролива. Не оставляем включенный кран без присмотра.
- душем. На принятие душа уходит в 10–20 раз меньше воды, чем на принятие ванны.
- мы не включаем воду полной струей. В 90% случаев вполне достаточно небольшой струи. Не забываем выключать воду, когда чистим зубы!
Мы изучили количество расходуемой воды до активного внедрения идей энергосбережения (2021 г.) и после (2022 г.) (таблица 1, рисунок1).
Таблица 1
месяц |
Количество израсходованной воды, куб |
|
2021 |
2022 |
|
Январь |
6 |
8 |
Февраль |
6 |
8 |
Март |
8 |
5 |
Апрель |
8 |
5 |
Май |
8 |
5 |
Июнь |
8 |
6 |
Июль |
8 |
10 |
Август |
8 |
6 |
Сентябрь |
8 |
8 |
Октябрь |
8 |
6 |
Ноябрь |
8 |
6 |
Декабрь |
8 |
5 |
Итого |
92 |
78 |
Рисунок 1. Количество расходуемой воды до активного внедрения идей энергосбережения (2021 г.) и после (2022 г.)
Разница за год составила 14 куб.
Памятка по рациональному использованию воды и ее сбережению дома
2.5. Отчет об изучении потребления электроэнергии и расходования тепла дома
Цель: изучить потребление электроэнергии и расходования тепла в доме.
Дата выполнения задания: декабрь 2022 г.– апрель 2023 г.
Участники направления: учащиеся 5-х и 7-х классов - 125 человек
Руководитель: Тимофеева Наталья Борисовна, учитель биологии
Результат:
изучено потребление электроэнергии и расходования тепла в доме;
разработана памятка по экономии тепла и электроэнергии в доме;
образцы результатов изучения потребления электроэнергии и расходования тепла, памятка по эффективному энергосбережению размещены на сайте школы.
Ресурсы нашей планеты не бесконечны. В наше время очень остро стоит вопрос бережного и рационального использования энергоресурсов. А это, в первую очередь, зависит от каждого, живущего в стране, использующего энергоресурсы на свои блага, и часто не задумывающиеся о будущем нашей страны. Каждая семья может помочь в энергосбережении.
Экономим тепло!
Некоторые способы сохранения тепла можно внедрить на этапе капитального ремонта дома. К ним относится:
- замена деревянных окон на пластиковые многокамерные стеклопакеты;
- уплотнение притвора входной двери самоклеющимся уплотнителем;
- установка второй двери на входе в дом;
- замена чугунных радиаторов на алюминиевые (известно, что теплоотдача этих радиаторов на 40-50% выше) и установка теплоотражающих экранов (рисунок 1).
Рисунок 1
Рисунок 2
Наличие датчика температуры газового котла (рисунок 2) позволяет поддерживать температуру в доме, не приводя к образованию избытка тепла.
В солнечный прохладный день газовый котел включается реже, чем в пасмурный день с аналогичной температурой. Для подтверждения или опровержения этого факта провели эксперимент: мы подсчитывали количество включений газового котла в осенний пасмурный день (температура воздуха +4°С) и осенний солнечный день (температура воздуха +4°С) (рисунок 3).
Рисунок 3. Периодичность включения газового котла в солнечный и пасмурный день
Результат: в солнечный день газовый котел включается 1 раз в 100 минут, в пасмурный день с аналогичной температурой газовый котел включается 1 раз в 45 мин.
Обычный шкаф–купе помогает сохранить тепло, если его расположить вдоль холодной стенки. Мы решили проверить эту идею. Для этого мы замерили температуру воздуха на улице, в шкафу и в комнате. Температура на улице -4°С, в комнате +23°С. В шкафу-купе градусник показал температуру на 3° ниже, чем в комнате - +21°С.
Мы определили следующие способы экономии электроэнергии:
- Использование солнечного света.
- Обои светлых тонов. Известно, что светлые стены, светлые шторы, чистые окна сокращают затраты на освещение на 10-15%.
- Использование энергосберегающих светодиодных ламп.
- Электроприборы никогда не работают впустую:
- на ночь выключаем все электроприборы (кроме холодильника и морозильной камеры) из розетки, так как даже в спящем режиме они все равно потребляют электроэнергию. А такие приборы как посудомоечная и стиральная машина мы отключаем от питания сразу же после пользования ими.
- для экономии энергии мы используем стиральную и посудомоечную машину при её полной загрузке;
- в электрочайник для кипячения нельзя наливать лишнюю воду. Мы измерили время закипания полного чайника и неполного. Оказалось, что быстрей вскипятить неполный чайник, чем полный (рисунок 4).
Рисунок 4. Время закипания электрочайника, мин.
- для приготовления пищи воду в кастрюле кипятить с закрытой крышкой. Мы измерили время закипания кастрюли (2л) с крышкой и без крышки (рисунок 5).
Рисунок 5. Время закипания кастрюли (2л), мин.
5. Использование местных светильников (бра), когда нет необходимости в общем освещении.
6. При покупке электроприборов и бытовой техники уделяем большое внимание ее энергоэффективности. Например стиральная машина А++ класса позволяет экономить до 20% электроэнергии по сравнению с аналогичными моделями класса А.
7. И, наконец, основное правило: выходя из комнаты гасить свет!
Мы изучили количество потребляемой электрической до активного внедрения идей энергосбережения (2021) и после (2022) (таблица 1, рис. 6).
месяц |
Количество израсходованной электроэнергии, кВт/ ч. |
|
Лампы накаливания (2020) |
Энергосберегающие лампы (2021) |
|
Январь |
227 |
150 |
Февраль |
223 |
150 |
Март |
220 |
150 |
Апрель |
211 |
135 |
Май |
203 |
130 |
Июнь |
196 |
125 |
Июль |
190 |
130 |
Август |
200 |
120 |
Сентябрь |
215 |
130 |
Октябрь |
221 |
140 |
Ноябрь |
225 |
150 |
Декабрь |
227 |
150 |
ИТОГО за год |
2558 кВт/ ч. |
1660 кВт/ ч. |
Рисунок 6. Расход электроэнергии до активного внедрения идей энергосбережения (2021) и после (2022)
Разница за год составила 898 кВт/ ч.
Каждая семья может соблюдать простые правила по энергосбережению! (информационный буклет)
Бытовая техника |
Причины повышенного энергопотребления |
Способ решения проблемы |
Чайник |
Полностью наполненный водой электрический чайник |
Наливайте утром нужное количество воды |
Накипь на внутренних стенках чайника |
Своевременно удаляйте из электрочайника накипь. |
|
Газовая плита |
Размер посуды не соответствует диаметру конфорки. |
Нужно применять посуду с дном, которое равно или чуть превосходит диаметр конфорки. |
Быстрое испарение воды удлиняет время приготовления пищи. |
При приготовлении пищи желательно закрывать кастрюлю крышкой. |
|
Стиральная машина Посудомоечная машина |
При неполной загрузке стиральной/посудомоечной машины происходит перерасход электроэнергии примерно на 10-15%. |
Следовать инструкции к стиральной/посудомоечной машине, где изложены особенности каждого из режимов работы и нормативы загрузки белья/посуды. |
Осветительные приборы |
Использование ламп накаливания и устаревшей электробытовой техники |
Замена ламп накаливания энергосберегающими лампами. Не надо пренебрегать естественным освещением. |
Холодильник |
Нарушение правил эксплуатации |
Холодильник необходимо ставить вдали от отопительных приборов. |
Утюг |
Чтобы отгладить пересушенное белье, нужен более горячий утюг. |
Желательно оставлять белье чуть-чуть недосушенным. |
Пылесос |
Заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание, соответственно, возрастает расход потребления электроэнергии. |
Чаще очищайте пылесборник пылесоса |
Любое бытовое оборудование, оставленное в режиме ожидания |
В режиме ожидания продолжается потребление энергии. |
Не оставляйте оборудование в режиме ожидания, выключайте его из розетки. |
1.13 Отчет о посещении Березинского заповедника
Цель: посетить и собрать информацию об особо охраняемой территории Березинском заповеднике.
Дата выполнения этапа: 20 мая 2023
Команда: учащиеся 3-х классов – 73 человека.
Руководители: Филитарина Алеся Дмитриевна, классный руководитель 3 А; Бабич Оксана Михайловна, классный руководитель 3 Б; Свечникова Татьяна Александровна, классный руководитель 3 В.
Результат:
- оформлен стенд с кратким описанием уникальности территории;
- изучены виды животных и растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь и произрастающих на территории Березинского заповедника.
Дикие животные и дикорастущие растения, включенные в Красную книгу Республики Беларусь и произрастающие на территории Березинского заповедника
Венерин башмачок настоящий
Прострел раскрытый
Лилия кудреватая
Черепаха болотная
Черный аист
Филин
Черный коршун
Горностай
Зубр европейский
Рысь европейская
Барсук
Медведь бурый
1.7 Отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки
Цель: изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
Дата выполнения этапа: ноябрь – март 2023
Команда: учащиеся 8–х классов: Тарнацкий К., Лобан Н., Петух А., Красников М., Скороходов А., 9 Б класса – Баран В., Альхименок К., 4 В класса – Альхименок А., Грицкевич М., Гайдук С.
Руководитель: Сивцевич М. В., учитель технического труда; Смольская Д.А. – педагог-организатор
Результат:
- изготовлены и размещены кормушки для птиц;
- организована подкормка птиц;
- отчёт размещён на сайте учреждения образования.
На кормушках ребята наблюдали воробья и синицу. Ворона была замечена на мусорных контейнерах.
Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Синицы селятся в самых разных местах. Зимой часто ищут ночлег возле жилых домов. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.
Даже вороне трудно в холодное время года. Часто ее можно встретить на свалках и контейнерных площадках.
Основные зимние корма: пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало.
После того как учащиеся повесили кормушки, было замечено, что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками.
Отчёт об участии в национальной акции "Зимние учёты птиц"
Уже который год в январе проходят ежегодная национальная акция «Зимние учеты птиц». Учеты проводятся, чтобы оценить, сколько и каких видов птиц зимует в Беларуси. Это позволяет лучше планировать действия по их сохранению как на уровне страны, так и на международном уровне. Зимние учеты проводятся во многих странах мира и дают информацию почти о 900 видах птиц. Инициируют подсчеты, консультируют и ведут учет птиц в Республике Беларусь специалисты общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны».
Юные орнитологи нашей школы приняли участие в этой зимней акции. Учащиеся 4В класса Альхименок А., Грицкевич Д., Гайдук С. подсчитали птиц в месте впадения реки Березовка в озеро Кагальное. Более 40 крякв они увидели на реке. В этих местах уток можно наблюдать практически в любую пору года.
Ребята не только подсчитали птиц, но и прекрасным зимним днем понаблюдали за тем, как плавают, ныряют и общаются между собой утки. Было здорово!
1.5 Отчет об изучении разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории
Цель: изучить разнообразие наземных насекомых на территории Государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г.Глубокое имени П.О.Сухого»
Дата выполнения этапа: апрель 2023
Участники направления: учащиеся 5-х и 9-х классов, 126 человек
Руководитель: Тимофеева Наталья Борисовна, учитель биологии
Результат:
- изучено разнообразие насекомых на пришкольной территории;
- на картосхеме территории школы обозначены места наблюдения 10 видов насекомых;
- отчёт размещён на сайте учреждения образования.
Разнообразие насекомых на пришкольной территории
Бронзовка обыкновенная
Жук майский
Муравей садовый
Божья коровка
Жук – щелкун
Пёстрый кузнечик
Уховертка обыкновенная
Листоед тополевый
Щитник древесный
Клоп - солдатик
1.4 Отчет об изучении разнообразия птиц на пришкольной территории и природного окружения учреждения образования
Цель: изучить разнообразие птиц на территории Государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г. Глубокое имени П. О. Сухого», а также на территории природного окружения учреждения образования (озеро Кагальное).
Дата выполнения этапа: октябрь 2022, май 2023
Участники направления: учащиеся 5-х классов, 9–х классов – 126 человек.
Руководители: Пялинок Татьяна Петровна, учитель начальных классов, Тимофеева Наталья Борисовна
Результат:
- изучено разнообразие птиц на пришкольной территории, а также на территории природного окружения школы (прибрежная зона озера Кагальное);
- определено 12 видов птиц;
- на картосхеме территории школы и территории природного окружения обозначены места наблюдения 10 видов птиц;
- составлен отчет об участии в национальной акции «Осенние наблюдения за птицами»;
- отчёт размещён на сайте учреждения образования.
Разнообразие птиц на пришкольной территории и на территории природного окружения школы (прибрежная зона озера Кагальное)
Воробей домовой
Большая синица
Голубь сизый
Ворона серая
Галка
Скворец
Кряква
Лысуха
Камышовка
Лебедь
Чомга
Чайка озерная
Отчёт об участии в национальной акции "Осенние наблюдения за птицами"
Осенние дни наблюдения за птицами – крупнейшая акция глобальной Ассоциации природоохранных организаций BirdLife International.
В Беларуси «Осенние дни наблюдений за птицами» проводятся с 1999 года при поддержке Министерства образования Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Цель акции - привлечь внимание людей к миру птиц, к проблемам сохранения мест их обитания и охраны природы в целом.
Принимая участие в осенних днях наблюдений за птицами, проводя простейшие подсчеты птиц своей местности, любители природы вносят свой посильный вклад в массовое экологическое мероприятие европейского масштаба.
2 октября 2021 года к акции присоединились учащиеся Средней школы №1 г. Глубокое имени П.О. Сухого. которые, наблюдали за птицами, находящимися на территории школы, а также на прибрежной территории озера Кагальное. В ходе наблюдения ими было замечено 5 видов птиц, некоторых из них даже удалось сфотографировать.
Самыми распространенными птицами были кряквы. Вторыми распространёнными птицами были сизые голуби и воробьи. Третьими – вороны и сороки.
Все наблюдения за пернатыми вызвали у ребят большой интерес. А учащаяся 4В класса Альхименок Александра совместно с классным руководителем Пялинок Татьяной Петровной разработала интеллектуальную игру «Птицы озера Кагальное», которую она представила на классном часе.
Интеллектуальная игра (автор Альхименок А.)